Легендарный парижский аукционный дом переживает нелегкие времена — хоть и старается не подавать виду.
За последние два десятилетия резко сократилось присутствие на арт-рынке французского аукционного дома Drouot — объединения 74 аукционистов, проводящих торги в парижских залах, которые принадлежат компании. Статистика безжалостна: внутренний оборот Drouot на сегодняшний день едва ли достигает 5% от выручки Sotheby’s и Christie’s на международных аукционах — по итогам прошлого года продажи Drouot снизились до €407 млн; Sotheby’s и Christie’s на пару в том же году заработали €8 млрд, с учетом премии покупателя. Для сравнения: в 1995 году оборот Drouot составлял 21% суммарного годового дохода двух главных международных аукционов.
Большинство крупных аукционных домов Франции, ранее проводивших торги у Drouot, открыли собственные залы, и теперь обращаются к услугам Drouot для проведения второстепенных продаж (порой даже без каталога). Первым в 1994 году сбежал аукционный дом Tajan, по итогам прошлого года занимающий во Франции четвертое место — после Sotheby’s, Christie’s и Artcurial; за ним проследовал, кстати, Artcurial, обосновавшийся в отеле Marcel Dassault в 2002 году. Недавно уже Piasa перенес головной офис и торговые залы в новое здание на Фобур-Сент-Оноре. Пьер Берже, семейство Корнет де Сен-Сир, Марк-Артур Кон — вот неполный список тех, кто больше не доверяет Drouot проведение крупных аукционов. Ко всему компания еще и закрыла свои знаменитые залы на авеню Монтень.
Согласно данным Национального аукционного совета Франции (государственный орган, регулирующий деятельность аукционистов), доля продаж Drouot на парижском арт-рынке упала с 59% в 2005 году до 38% в 2013 году. Более того, суммарный доход 74 компаний, входящих в Drouot, едва достигал уровня французских отделений Sotheby’s и Christie’s, притом что на продажу те выставляли меньшее количество лотов. В то же время другие аукционные дома в 2013 году заявили об увеличении оборота в Париже (так, доходы отколовшегося Artcurial в течение года выросли на 23%).
Тем не менее в пресс-службе Drouot считают, что компания по-прежнему остается главным организатором открытых торгов во Франции, проводя около 1,5 тыс. аукционов в год. Аукционный дом «весьма доволен» своими новыми сотрудниками, логистической компанией André Chenue, которой с 2010 года доверяет перевозку и хранение лотов. Нас заверили также, что Drouot вовсе не чужд инновациям: речь идет прежде всего о запуске Drouot Live, онлайн-платформы, посещаемость которой увеличилась на 70%, выручка от продаж в 2013 году в целом составила €23 млн, а число зарегистрированных пользователей достигло 50 тыс.