18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров

Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже грозит арест) продавал на крупнейших мировых аукционах

На севере Италии карабинеры арестовали 61-летнего художника Лино Фронджиа. Сейчас он находится в заключении в городе Реджо-Эмилия в ожидании перевода в Париж, где его допросят следователи и судья, уже пять лет ведущие расследование, связанное с продажами полотен старых мастеров сомнительного авторства.

Суд также выдал ордер на арест живущего неподалеку от Реджо-Эмилии гражданина Франции Джулиано Руффини, который за последние несколько десятилетий продал десятки картин на общую сумму в несколько миллионов евро. Руффини, называющий себя коллекционером, отрицает все обвинения. Он заявил The Art Newspaper, что подлинность всех проданных им картин старых мастеров была подтверждена кураторами и специалистами.

В скандале замешаны крупные музеи, такие как Лувр, лондонская Национальная галерея и нью-йоркский Метрополитен-музей, известные дилеры, в числе которых Марк Вайс и Конрад Бернхаймер, а также аукционные дома. Дело сложное и запутанное, состоящее из многих историй, которые теперь связаны воедино именами обвиняемых.

Например, в 2017 году аукционный дом Sotheby’s компенсировал $840 тыс. покупателю полотна, изображающего святого Иеронима, которое было продано как подлинник Пармиджанино на нью-йоркских торгах в 2012 году. Сообщается, что анализ, проведенный в лаборатории Джеймса Мартина Orion Analytical, расположенной в Уильямстауне, штат Массачусетс, якобы обнаружил современные пигменты в красочных слоях полотна и под ними. Позднее на картину наложили арест и отправили ее в Париж, где она присоединилась к другим произведениям, в числе которых «Венера» якобы кисти Лукаса Кранаха, которую князь Лихтенштейна приобрел за €7 млн. Ее конфисковали во время выставки коллекции князя на юге Франции в 2015 году. Судебная экспертиза, проведенная в лаборатории музеев Франции, показала, что это тоже подделка. Джулиано Руффини и куратор лихтенштейнской коллекции Йохан Крефтнер заявили о своем несогласии с этим заключением. 

Еще пример: портрет, приписываемый Францу Халсу и проданный коллекционеру из Сиэтла Ричарду Хедрину за $11 млн в частной сделке при посредничестве Sotheby’s, также объявлен «современной подделкой» специалистами лаборатории Orion. Аукционный дом компенсировал покупателю полную стоимость картины. Ее продавец, дилер Марк Вайс, заключивший с Sotheby’s мировое соглашение на сумму $4,2 млн и поэтому вышедший из разбирательства, по-прежнему утверждает, что это подлинник.

Есть и более свежие находки, которые помогли приблизиться к источнику спорных работ. В мае 2018 года полиция изъяла полотно, изображающее святого Франциска, которое художник Лино Фронджиа дал во временное пользование на выставку Эль Греко в Тревизо. Картину перевезли в Париж, и на требование вернуть ее французский суд ответил отказом. Фронджиа отрицает, что это подделка. Его поддерживает бывший заместитель секретаря Министерства культуры Италии, куратор (устраивал выставку Антонио Лигабуэ в Москве) Витторио Згарби, который заявил, что может «поручиться в том, что это подлинник Эль Греко», и осудил «абсурдное расследование, которое ведут глупцы во Франции». Интересно, что в 2008 году Згарби не стесняясь хвалил своего друга Фронджиа за то, что тот написал голову Христа так искусно, что Руффини продал ее Фонду Корреджо как произведение Корреджо. Хотя Фронджиа и признает, что является автором ряда копий и пастишей, в числе которых есть изображение Христа в стиле Корреджо, он отрицает свое авторство именно этого произведения и утверждает, что никогда не продавал свои копии с работ старых мастеров.

Лино Фронджиа родился в 1958 году в Монтеккьо и окончил Академию изящных искусств в Болонье. Он пишет модернистские работы, вдохновляясь «магическим реализмом» Де Кирико, которые выставляет в местных галереях. Кроме того, он создает искусные копии произведений старых мастеров. В числе последних — монументальное «барочное» «Успение Богородицы», которое он написал для церкви в городке Ното под Сиракузами, когда ее реставрировали после землетрясения. Работа была выполнена по заказу Витторио Згарби, который назвал Фронджиа «величайшим из ныне живущих старых мастеров».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+