Зал № 6 в Новой Третьяковке на Крымском Валу стал именным залом знаменитого коллекционера Георгия Костаки, собиравшего авангард и произведения советских неофициальных художников. В нем, а также в прилегающих залах № 7, 10 и 25 представлено свыше полусотни произведений из более чем 800, переданных Костаки в музей перед отъездом в Грецию в 1977 году. На презентации экспозиции побывали несколько членов семьи Костаки, включая правнуков, а также посол Греции в РФ.
Всего в Третьяковскую галерею было передано 142 картины и 692 графические работы. Однако, как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, старший научный сотрудник ГТГ, занимающаяся коллекцией Костаки, собрать ее целиком в этих залах было невозможно. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников. Так что часть дара Костаки по-прежнему украшает залы Филонова, Татлина и других.
Таким образом, на сегодня здесь представлено около 50 работ, причем экспозиция, что нетипично для Третьяковки, смешанная — это живопись и графика. Также непривычно видеть развеску в несколько рядов. По словам Прониной, это экспериментальный подход к созданию экспозиции, совмещающий классические музейные принципы с ориентацией на личность коллекционера. Среди графических листов, показанных на открытии, — знаменитый автопортрет Малевича (1910), выполненный гуашью и поэтому обычно не представленный в постоянной экспозиции. Ирина Пронина рассказала, что развеску графики будут регулярно менять согласно требованиям к ее сохранности, что позволит представить графическое наследие Костаки во всей полноте. На время выставок живопись будет заменяться работами из фондов. Таким образом, экспозиция будет постоянно эволюционировать.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что идея создания подобной мемориальной зоны возникла у специалистов после ретроспективы «Выезд из СССР разрешить…» к 100-летию Костаки, прошедшей здесь в 2014–2015 годах.
Центральной точкой шпалерной развески на одной из стен зала № 6 стал портрет самого собирателя, преподнесенный его дочерьми Алики и Натальей специально в честь этого события. Живописный портрет кисти Отари Кандаурова (1970–1971) занял место среди полотен авангардистов. Ранее он висел в их семейной гостиной. Директор музея подчеркнула, что это поразительное и крайне отрадное продолжение традиций потомками дарителя.
Дочь коллекционера Алики Костаки, в свою очередь, поблагодарила ГТГ. «Все эти годы я с огромной болью следила, как выставлялись наши работы за рубежом без указаний, что это дар Костаки галерее», — сказала она, выразив радость по поводу того, что произведениям наконец-то возвращен провенанс. На вопрос нашего издания, чего, по ее мнению, не хватает для увековечивания памяти ее отца, Алики Костаки ответила, что сделано уже практически все возможное и очередь теперь только за изданием каталога-резоне собрания Костаки как единого целого. Планы его публикации уже есть.