18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее

Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте

Зал № 6 в Новой Третьяковке на Крымском Валу стал именным залом знаменитого коллекционера Георгия Костаки, собиравшего авангард и произведения советских неофициальных художников. В нем, а также в прилегающих залах № 7, 10 и 25 представлено свыше полусотни произведений из более чем 800, переданных Костаки в музей перед отъездом в Грецию в 1977 году. На презентации экспозиции побывали несколько членов семьи Костаки, включая правнуков, а также посол Греции в РФ.

Всего в Третьяковскую галерею было передано 142 картины и 692 графические работы. Однако, как рассказала нашему изданию Ирина Пронина, старший научный сотрудник ГТГ, занимающаяся коллекцией Костаки, собрать ее целиком в этих залах было невозможно. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников. Так что часть дара Костаки по-прежнему украшает залы Филонова, Татлина и других.

Таким образом, на сегодня здесь представлено около 50 работ, причем экспозиция, что нетипично для Третьяковки, смешанная — это живопись и графика. Также непривычно видеть развеску в несколько рядов. По словам Прониной, это экспериментальный подход к созданию экспозиции, совмещающий классические музейные принципы с ориентацией на личность коллекционера. Среди графических листов, показанных на открытии, — знаменитый автопортрет Малевича (1910), выполненный гуашью и поэтому обычно не представленный в постоянной экспозиции. Ирина Пронина рассказала, что развеску графики будут регулярно менять согласно требованиям к ее сохранности, что позволит представить графическое наследие Костаки во всей полноте. На время выставок живопись будет заменяться работами из фондов. Таким образом, экспозиция будет постоянно эволюционировать.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, что идея создания подобной мемориальной зоны возникла у специалистов после ретроспективы «Выезд из СССР разрешить…» к 100-летию Костаки, прошедшей здесь в 2014–2015 годах.

Центральной точкой шпалерной развески на одной из стен зала № 6 стал портрет самого собирателя, преподнесенный его дочерьми Алики и Натальей специально в честь этого события. Живописный портрет кисти Отари Кандаурова (1970–1971) занял место среди полотен авангардистов. Ранее он висел в их семейной гостиной. Директор музея подчеркнула, что это поразительное и крайне отрадное продолжение традиций потомками дарителя.

Дочь коллекционера Алики Костаки, в свою очередь, поблагодарила ГТГ. «Все эти годы я с огромной болью следила, как выставлялись наши работы за рубежом без указаний, что это дар Костаки галерее», — сказала она, выразив радость по поводу того, что произведениям наконец-то возвращен провенанс. На вопрос нашего издания, чего, по ее мнению, не хватает для увековечивания памяти ее отца, Алики Костаки ответила, что сделано уже практически все возможное и очередь теперь только за изданием каталога-резоне собрания Костаки как единого целого. Планы его публикации уже есть.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+