Центр документального кино и онлайн-кинотеатр Nonfiction.film выпустили в российский прокат документальный фильм «Сорокин трип» о писателе Владимире Сорокине.
Автор фильма — Антон Желнов, на счету которого кинопортреты художников Ильи и Эмилии Кабаковых («Бедные люди. Кабаковы»), писателя Саши Соколова («Саша Соколов. Последний русский писатель») и поэта Иосифа Бродского («Бродский не поэт»). Соавтором и консультантом нового фильма стал Юрий Сапрыкин, режиссером — Илья Белов, уже работавший с Желновым, а оператором-постановщиком — Михаил Кричман, снимавший фильмы Андрея Звягинцева. У творческой команды получилось полуторачасовое гипнотическое погружение в жизнь Владимира Сорокина, рассказанную им самим откровенно, но вместе с тем достаточно отстраненно и холодно.
Владимира Сорокина невозможно рассматривать отдельно от круга московских концептуалистов, куда он попал совсем молодым и где довольно быстро занял пустовавшую нишу писателя, точнее, художника, работающего с прозаическим текстом. В 20 лет он познакомился с Эриком Булатовым, чью эстетику советского плакатного текста перенес из живописи в литературу, в 1983 году дебютировав романом «Норма». С одним из родоначальников московского концептуализма Андреем Монастырским Сорокин дружен до сих пор.
Поклонникам писателя фильм, может, и не откроет новых фактов в его биографии, но доставит удовольствие самим присутствием героя в кадре. Вот он делает штрихи к портрету Достоевского, вот на даче гуляет по снегу со своими левретками, вот с улыбкой смотрит театральную постановку «Теллурии», вот покупает в сувенирном магазине череп, расписанный под хохлому, а вот обнимает дерево в зимнем лесу. Для зрителей, еще не знакомых с творчеством Сорокина, фильм станет полезной подготовкой к чтению и пониманию, почему это «самый важный» писатель современности, за что он убил русскую литературу и почему его книги так оскорбляют чувствительных читателей. Несмотря на многообещающий «трип» в названии, никаких психоделических откровений в фильме нет, потому что этому писателю для творчества достаточно чистого воображения.