18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Акселя Краузе исключили из выставки за ультраправые взгляды

№76
Материал из газеты

Лейпцигскую ежегодную выставку в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии»

Художник Аксель Краузе в социальной сети высказался против иммигрантской политики канцлера Германии Ангелы Меркель, своим выступлением он расколол общество на два лагеря. Одни считают, что ультраправые взгляды недопустимы в демократической стране, другие уверены, что свобода слова — неотъемлемая часть демократии, поэтому невозможно наказывать художника неучастием в выставке, если он критикует правительство и прямо говорит о своих политических предпочтениях.

Для Лейпцигской ежегодной выставки год выдался непростой. Настолько, что ее даже в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD). В конечном итоге выставка открылась, но на шесть дней позже запланированного срока и без Краузе.

Отлученный от выставки художник попал в заголовки газет в прошлом году, когда галерея Kleindienst, его представитель в Лейпциге, объявила, что прекращает сотрудничество с ним из-за политических взглядов Краузе. У себя в Facebook художник написал, что является противником политики канцлера Ангелы Меркель в отношении беженцев, и назвал приток мигрантов в Германию «нелегальной массовой иммиграцией», а партию AfD охарактеризовал как «долгожданный корректив в нездоровом политическом ландшафте». На это владелец Kleindienst Кристиан Зейде заявил, что больше не хочет предоставлять Краузе свои залы. «Я не государственное учреждение, — сказал галерист местным СМИ. — У меня нет мандата, который требует от меня представления всего, что существует в обществе». 

Краузе был одним из 37 авторов, чьи работы предполагалось включить в Лейпцигскую ежегодную выставку, которая на этот раз проходит на бывшей хлопкопрядильной фабрике, превращенной в арт-комплекс с галереями, выставочными площадками и десятками мастерских художников. Организованное художественными и общественными институциями мероприятие проводится ежегодно вот уже 26 лет.

Краузе, родившийся в городе Галле в Восточной Германии в 1958 году, ассоциируется с новой лейпцигской школой живописи, известной фигуративными произведениями, часто с сюрреалистическими элементами. Его вещи продаются на аукционах Sotheby’s. Тридцатого мая он опубликовал в Facebook пост, где заявил, что как художник-«вырожденец» и «возмутитель общественного спокойствия» будет представлен на выставке 2019 года двумя «беззубыми, аполитичными» работами.

На следующий день менеджеры Лейпцигской ежегодной выставки, на которых надавила ассоциация организаторов, объявили, что исключают его из числа участников. Но за пять дней до открытия выставки ее саму собрались отменить, опасаясь скандала вокруг Краузе, который мог бы омрачить торжественную часть и отвлечь внимание от других художников.
Выставка все же открылась, но уже без «беззубых» картин Краузе. Организаторы сообщили, что их решение исключить его было вызвано постом, в котором он назвался «дегенеративным» художником, таким образом косвенно сравнивая себя с авторами, запрещенными нацистами. «Мы не видим причин для пересмотра этого решения», — заявили они.

Однако скандал, вызванный тем, что исключение Краузе — это попытка подавить свободу творчества, продолжает разгораться. Ева-Мария Штанге, министр культуры Саксонии и член Социал-демократической партии, считает ситуацию, сложившуюся вокруг художника, в корне неправильной. «Недопустимо порицать и социально изолировать людей из-за их политической позиции, — заявила она в интервью лейпцигской газете Leipziger Volkszeitung. — „Альтернатива для Германии“ является демократически избранной в парламент партией. Я полностью понимаю, что взгляды Краузе не разделяют и его исключили по веским причинам, но мы живем в условиях демократии, так что мы вынуждены мириться с различными политическими позициями». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+