18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Собиратель архива Николай Харджиев теперь и сам вышел на авансцену

№76
Материал из газеты

Более двух лет идет работа над совместным издательским проектом РГАЛИ и фонда IN ARTIBUS, призванным не только обнародовать, но и систематизировать и прокомментировать содержание архива Харджиева

Долгое время любые упоминания о богатейшем архиве исследователя русского авангарда Николая Харджиева сопровождались эпитетом «легендарный». Теперь изустная легенда окончательно трансформируется в свод опубликованных и общедоступных документов. Более двух лет идет работа над совместным издательским проектом Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и фонда IN ARTIBUS, призванным не только обнародовать, но и систематизировать и прокомментировать десятки статей, манифестов, писем, дневниковых записей, датированных 1900–1970-ми годами. Первые два тома, выпущенные в серии «Антология искусствознания XX века», уже нашли своих читателей. Теперь вышел третий том, пока еще не финальный; сейчас подбираются материалы для четвертого.

Содержание же третьего тома оказалось продиктовано не столько общей хронологией, сколько юридическими причинами. Часть этих документов относилась к закрытому фонду Харджиева в РГАЛИ — такова была воля завещателя. Срок ограничения доступа к ним истек в 2019 году, и публикация не заставила себя ждать. Главным образом речь идет о документах, связанных с биографией самого Харджиева. Например, значительный объем занимает его переписка с Виктором Шкловским, у которого будущий исследователь работал в конце 1920-х — начале 1930-х литературным секретарем. Сюда же примыкает обмен почтовой корреспонденцией между Харджиевым и другими помощниками Шкловского, а также отдельные документы из эпистолярного наследия участников опоязовского круга — Юрия Тынянова и Бориса Эйхенбаума.

Еще один раздел посвящен работе Харджиева над изданием рукописей Велимира Хлебникова и над «Историей русского футуризма». Оба эти его замысла в 1930-е потерпели неудачу, однако именно в ту пору он целенаправленно собирал документальные свидетельства недавнего авангардного прошлого. Любопытным примером тогдашних находок служат пять писем Хлебникова брату Александру (четыре публикуются впервые). Из них мы можем узнать, в частности, об ура-патриотических настроениях, охвативших главного будетлянина с началом Первой мировой войны — до такой степени, что он едва не записался добровольцем на фронт. 

И снова письма, письма и письма: от Давида Бурлюка — Михаилу Матюшину, от Ильи Зданевича — Алексею Крученых и Михаилу Ларионову, от Николая Асеева — Сергею Боброву. Многие листы воспроизведены факсимильно, а еще, по традиции этого издательского проекта, в книге найдутся редчайшие фотографии и другие изобразительные материалы. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+