18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Ашмола изучил кулинарную сторону жизни погибшего города

№76
Материал из газеты

На выставке «Последняя трапеза в Помпеях» представлено около 300 экспонатов из примыкающих к вулкану археологических комплексов и Национального археологического музея Неаполя, многие из которых впервые покинули Италию

Осенним утром 79 года н.э., когда задрожала земля, а над Везувием поднялось гигантское облако, в скромной помпейской таверне, расположившейся в небольшом винограднике, варили куриный бульон. Но отведать его так никому и не довелось: во время извержения вулкана, уничтожившего Помпеи, содержимое кастрюли полностью выпарилось.

Выставки, посвященные Помпеям, как правило, сфокусированы на ужасе последних часов города. В Музее Ашмола, напротив, решили воспеть жизнь — вином, оливковым маслом, фруктами и овощами с окружавших Помпеи плодородных склонов, рыбным соусом «гарум», козами, кроликами и курами, увековеченными в настенных росписях, блюдами, которыми потчевали гостей на роскошных пирах, простой похлебкой, которую бедняки покупали на улицах, пищей, которую подносили богам или отправляли в загробный мир вместе с усопшими.

На выставке около 300 экспонатов из Национального археологического музея Неаполя и примыкающих к вулкану археологических комплексов, многие из которых впервые покинули Италию. В их числе не только скульптура, фрески, мозаики, но и трогательно обыденные артефакты, как обуглившаяся буханка хлеба, посаженная в печь в то последнее утро, бутылка загустевшего оливкового масла с едва различимым травяным ароматом. Даже куриные кости в бронзовом котелке, с которого реставратор Музея Ашмола Александра Болдуин скальпелем снимала крошечные хлопья ржавчины. Он прибыл из Неаполя вместе с другой кухонной утварью, обнаруженной в таверне с прилавком для продажи еды навынос. Бережная расчистка показала, что эта посуда, по-видимому, попала в таверну с кухни какого-то богатого дома. На части из них обнаружились дыры, заделанные свинцом или металлическими заплатками, а крышка одной из кастрюль с гвоздем вместо ручки была изготовлена из грубо обрезанного куска другой посудины.

Понятно, что где пиршества, там и злоупотребление количеством съеденного и выпитого с неизбежными его последствиями. Необычная коррозия на одном из сосудов с изящ­ными ручками и выступ на другом, видимо защищавший от брызг, дали основание Болдуин и куратору Полу Робертсу предположить, что это не кубки для вина, как считалось раньше, а ночные горшки, которые рабы подносили пирующим.

«Я всегда хотел сделать такую выставку», — говорит Робертс, чье детство прошло в маленьком английском городке, в таверне его матери, где кастрюли очень напоминали кухонную утварь из Помпей. Он уверен, что такое количество найденных артефактов, связанных с едой, не оставляет шанса утверждению, что к 79 году Помпеи уже были полузаброшенным городом. В день извержения на верхнем этаже местного лупанария (публичного дома) готовили суп из лука и бобов. Робертс с удовольствием рассматривает приехавшую из Неаполя мозаику с изображением осклабившегося скелета с двумя кувшинами вина в руках, когда-то украшавшую пол столовой лупанария. «Все мы умрем, — замечает он, — но перед этим нужно вкусно поесть». 

Музей Ашмола
Последняя трапеза в Помпеях
До 12 января 2020

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+