Швейцарское современное искусство в Москве, выставка, посвященная зарождению шедевра в Третьяковской галерее, ретроспектива классика литовской фотографии в Центре фотографии им. братьев Люмьер.
Выставка «Kulturprozent. Современное швейцарское искусство» в Государственном центре современного искусства в рамках ежегодного Фестиваля коллекций современного искусства представляет работы самых известных за пределами Швейцарии художников разных поколений. Все экспонаты — из Музея современного искусства «Мигрос» в Цюрихе, основанного в 1990-е на базе частного собрания основателя крупнейшей швейцарской компании-ретейлера Готлиба Дуттвайлера. Из всемирно известных имен на московской выставке — творческий дуэт Петера Фишли и Давида Вайса с остроумными фотокартинами из еды и разных самых обычных бытовых предметов, не менее звездный Урс Фишер со своей ранней инсталляцией «Лестница», Хайди Бухер с сюрреалистичным видео 1970-х из движущихся объектов. Молодое поколение представлено Валентином Карроном с его масштабной инсталляцией, ставшей одной из самых популярных на Венецианской биеннале в 2013-м, Стефаном Бургером с видео «Абстракция и мимикрия». И это далеко не все, что зрителя удивит, заинтригует или даже просто рассмешит на этой выставке. Чего стоит хотя бы ироничный сюжет Кристофа Бюхеля с Джорджем Бушем-младшим, ведущим экскурсию по своему кабинету в Белом доме!
На выставке «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина» Третьяковка демонстрирует около 200 эскизов, этюдов и набросков русских мастеров XVIII — начала ХХ века, дающих зрителю редкую возможность проникнуть в творческую лабораторию классиков и проследить, как зарождалось и затем воплотилось то или иное произведение. Это извлеченные из музейных запасников подготовительные рисунки и эскизы к «Последнему дню Помпеи» Карла Брюллова, «Боярыне Морозовой» Василия Сурикова, «Демону поверженному» Михаила Врубеля, «Явлению Христа народу» Александра Иванова и другим знакомым всем с детства картинам. При этом, если одни наброски с натуры и представляют, скорее, этнографический интерес (как, например, туркестанская серия Василия Верещагина или египетские акварели Константина Маковского), то большинство все же завершенностью замысла и виртуозностью исполнения не уступают ничем самим картинам. Это, в частности, наброски Николая Ге и Ильи Репина, этюды Валентина Серова и Виктора Борисова-Мусатова.
Центр фотографии им. братьев Люмьер продолжает знакомить московского зрителя с литовской фотографией, давно считающейся мировой классикой. На этот раз она представлена 70 авторскими отпечатками одного из патриархов — Ромуальдаса Пожерскиса, начавшего свой творческий путь в 1970-х. С того времени фотограф определился и с темой, ни разу не изменив ей до сегодняшнего дня. Его фотографии далеки от политики — они о жизни самых обычных людей со своими маленькими заботами и переживаниями. Однако все не так просто. Работая большими сериями, такими как «Сельские праздники» (1974–1994), посвященной литовской деревне, «Последний приют» (1983–1990) о доме престарелых или «Победы и поражения» (1974–1976) на спортивную тему, Пожерскис каждый раз создает пронзительно поэтичную и одновременно возвышенную сагу о Человеке.