18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Пушкинском открылась выставка «Восточный джаз/East West Jazz»

№77
Материал из газеты

Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой

Новая выставка ГМИИ им. А.С.Пушкина объединяет красочные восточные халаты и ткани с произведениями европейской абстрактной живописи. Ставя рядом восточное и западное нефигуративное искусство, кураторы выставки — сотрудники ГМИИ Анна Клочкова, Николай Молок, Сурия Садекова и историк искусства, а в прошлом арт-директор французского издания журнала Vogue Патрик Уркад — показывают сходство, параллели между восточной и западной культурой.

В основе выставки — две частные коллекции. В последнее время показ значимых частных собраний широкой публике — одно из стратегических направлений в деятельности музея. Среднеазиатские халаты и ткани (более 30 образцов) предоставил Александр Клячин, бизнесмен, владелец отеля «Метрополь», член попечительских советов Еврейского музея и центра толерантности и Большого театра. Работы абстракционистов послевоенной поры в экспозиции (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) — из коллекции Жан-Клода Гандюра, швейцарского бизнесмена и основателя нескольких благотворительных фондов.

Пушкинский музей дополнил экспозицию работами из собственного собрания: редко показываемой графической серией Анри Матисса «Джаз» и произведениями Василия Кандинского. А произведения Даниеля Бюрена, Александра  Колдера, Джоан Митчелл, Сержа Полякова, Лучо Фонтаны на выставке — из Центра Жоржа Помпиду,  Музея современного искусства и Центра промышленного дизайна в Париже.

Собранная Александром Клячиным обширная коллекция халатов и восточных тканей, особенно бухарских и хорезмских икатов второй половины XIX века, считается одной из самых репрезентативных в мире. Когда-то именно искусство Востока дало европейским художникам импульс к переоценке и расширению диапазона выразительных и смысловых возможностей нефигуративного искусства. 

Россия в начале ХХ века была в авангарде этих экспериментов. «На Западе цивилизация, а на Востоке — культура. Теперь нужно бороться против Сезанна, Пикассо и западничества», — полемически заострил свою позицию Михаил Ларионов, как-то раз говоря о развороте на Восток, совершенном им и Наталией Гончаровой. Пушкинский музей своей выставкой возобновляет этот диалог, а композиции из тканей, халатов и абстрактных полотен в экспозиции — еще один пример того, как в последние годы ГМИИ ищет и находит новые формы подачи материала в своих выставках.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Восточный джаз/East West Jazz
1 октября – 15 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+