18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лицом к лицу с неизвестным: круглый стол Russian Art Focus в Вене

Во время дискуссии на ярмарке viennacontemporary кураторы, искусствоведы и галеристы обсуждали вопросы интеграции постсоветских художественных сцен в глобальный арт-процесс

В конце сентября в австрийской столице прошла ярмарка современного искусства viennacontemporary, в которой участвовали 110 галерей из 26 стран. Традиционно на ней представлено в основном искусство Центральной и Восточной Европы. Поэтому тема публичной дискуссии «Как выйти на неизведанные арт-территории?», организованной в рамках конференции Culture 5.0 онлайн-изданием о российском искусстве на английском языке Russian Art Focus, оказалась крайне актуальна как для посетителей, так и для организаторов ярмарки. Не секрет, что арт-сцена бывшего СССР до сих пор остается терра инкогнита для большинства западных коллекционеров и кураторов. В дискуссии участвовали куратор и историк искусства Жан-Юбер Мартен, искусствовед Саймон Хьюитт, арт-директор viennacontemporary Йоханна Хромик и советник директора Государственного Эрмитажа Николас Ильин. Модераторами беседы выступили главный редактор Russian Art Focus Ричард Уоллис и искусствовед Кристианна Бонин.

Говоря о роли художественных институций в реконтекстуализации неевропейских культур, Жан-Юбер Мартен обобщил ситуацию: «Чтобы иметь живую и признаваемую в мире художественную сцену, необходимо наличие нескольких вещей: во-первых, рынка, во-вторых, исторического бэкграунда, в-третьих, музея или ряда музеев, которые показывают национальное искусство и могут служить ориентиром для коллекционеров, кураторов и всех тех посетителей, кто хочет понять местную художественную ситуацию». Он отметил, что главная проблема крупных музеев, таких как Центр Помпиду, Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA), состоит в том, что их политика крайне осторожная, даже робкая. Как правило, они следуют за рынком. Понадобилось 30 лет для того, чтобы африканское искусство наконец проникло в экспозиции MoMA и Центра Помпиду. То же самое, по его мнению, происходит и с искусством Центральной Азии. Художников из этих стран мы пока видим лишь на ярмарках, а некоторые из них появляются на международных выставках. «По моему мнению, главная проблема заключается в свободе суждения кураторов. Многие ли из них могут позволить себе поехать в отдаленные страны, остаться там на несколько недель, вникнуть в ситуацию, встретиться с художниками, отказаться от предрассудков? Одно из таких предубеждений, например, — отделять современное искусство от того, что мы называем ремеслом. Разницы между искусством и ремеслом, заявленной западными экспертами, не существует во многих других культурах. Нам нужно сформировать своего рода новый подход к другим культурам, чтобы понимать, как они работают, и приглашать этих художников в наши музеи», — убежден Мартен.

Тема институциональной и государственной поддержки национального искусства вызвала бурную дискуссию. Саймон Хьюитт отметил, что в Центральной Азии правительства в основном используют подобную поддержку в пропагандистских целях. В то же время в странах Балтии, таких как Эстония, государство нередко покрывает расходы частных галерей, когда они принимают участие в международных художественных ярмарках, что дает им несправедливое преимущество перед конкурентами из других стран. В ответ на это замечание Йоханна Хромик заявила, что многие европейские страны, к примеру Австрия и Словения, тоже предоставляют поддержку своим галереям, когда те участвуют в престижных ярмарках вроде Art Basel или лондонской Frieze.

По мнению Сергея Попова, основателя московской галереи pop/off/art, единственный способ преодолеть колониальный подход западных кураторов и институций к бывшим советским республикам и странам бывшего Восточного блока — это развитие связей между странами. «Очень интересно узнать, что казахские художники думают о грузинских художниках или как украинцы смотрят на прибалтийскую арт-сцену. Общение между этими странами чрезвычайно важно», — считает он. 

Другой московский галерист, Екатерина Ираги, добавила, что в России галереям приходится просвещать публику, у которой нет традиций коллекционирования. Она отметила, что в России интеллектуалы в крупных городах, по сути, находятся в оппозиции к властям, и отчасти поэтому они все больше интересуются современным искусством. «Это неизбежно, и это наш путь к демократии. Я рассматриваю свою работу почти как гражданский долг. Современное искусство — это разные мнения, разнообразие и признание других точек зрения», — заявила она.

В конце дискуссии Рита Янссен, член дипломатического консультативного совета арт-центра BOZAR в Брюсселе, высказала предположение, что следует забыть о самой привычке определять страны, простирающиеся от Прибалтики до Центральной Азии, как «постсоветские», поскольку богатые культурные традиции на этих территориях существовали задолго до того, как они стали частью СССР.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+