18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка собрала большую персональную выставку Константина Истомина

№77
Материал из газеты

Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает

Надо признать, что с ролью Константина Истомина (1887–1942) в истории нашего искусства связан определенный парадокс. Его имя никогда не вымарывали из официальных хроник, произведения не оказывались под запретом, заслуги признавались — но главным образом педагогические. Легендарный «дядя Костя» (так звали его студенты и во Вхутемасе-Вхутеине, и в Суриковском институте) остался в анналах как важная, влиятельная фигура московской художественной жизни, но работы его мало кто знает. Для большинства зрителей Истомин — автор одной картины, «Вузовок» из постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Ликвидировать досадный пробел позволяет персональная выставка в Инженерном корпусе. Здесь собрано около сотни произведений, живописных и графических, в диапазоне от 1910-х до начала ­1940-х годов. И это лишь меньшая часть наследия художника, которое сохранил до лучших времен его верный ученик и соратник Леонид Казенин (1897–1965). Дело в том, что, несмотря на свой достаточно весомый статус, Истомин (одно время даже занимавший должность проректора Вхутемаса) много работал, что называется, в стол, то есть без особых надежд на госзакупки и выставочные комиссии. И все потому, что у него не складывался роман с соцреализмом. 

Несколько лет Истомин писал картину «Восстание румынских крестьян», создал множество эскизов, но так и не окончил свое эпохальное полотно. Сам он впоследствии объяснял это «резким поворотом от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету». Похоже, в этом и заключался подлинный дар Истомина — стать певцом камерности, лирической интимности в противовес громкому пафосу хроникера первых пятилеток. 

Многие истоминские «тихие сюжеты» помещены в интерьер его комнаты с большим окном — вспомнить хоть тех же «Вузовок». Любил Истомин лирические эксперименты и в пейзажном жанре, что тоже не приветствовалось в 1930-е годы. За всем этим стояло, конечно, внутреннее сопротивление художника официальному диктату советской власти, которую Истомин поначалу поддерживал. Но не смог, а может, сознательно не захотел стать глашатаем чуждых ему художественных установок. 

К участию в выставке Третьяковская галерея привлекла всех, кто готов был предоставить свои работы Истомина: Русский музей, художественные музеи Курска, Саратова и Твери, московскую галерею «Ковчег» и ряд частных коллекционеров. 

Государственная Третьяковская галерея
Константин Истомин. Цвет в окне
2 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+