Выставка Between fire & fire, проходящая в здании Semper Depot венской Академии художеств, стала главным событием перекрестного года культуры Украины и Австрии — 2019. Авторский проект двух кураторов — Алисы Ложкиной и Константина Акинши — реализован при поддержке Украинского института и Zenko Gallery.
«На сегодняшний день это самая большая выставка современного украинского искусства в рамках перекрестного года культуры, — рассказала корреспонденту TANR Татьяна Филевская, креативный директор Украинского института. — Мы хотим, чтобы нас услышали и поняли: в Украине сейчас сложная ситуация — за очень короткий промежуток времени случились почти одновременно революция, война, смена власти — и на фоне всего этого формируется новое поколение, которое живет в социальных сетях, в Instagram. Насколько новый Киев релевантен Европе и миру?»
По замыслу авторов проекта, выставка призвана передать состояние современного украинского общества, переживающего нескончаемую череду болезненных трансформаций, и рассказать об атмосфере на Украине последних лет. О том, как ностальгия по советскому прошлому вызывает острые дискуссии об исторической памяти, накладывается на травму войны и революций и на простое желание жить и получать удовольствие от жизни.
«Название „Между огнем и огнем“ взяли из немецкого перевода сборника Уильяма Блейка „Песни невинности и опыта“, — говорит куратор Алиса Ложкина. — Это наше состояние на переломе эпох — нам показалось важным контекстуализировать то, что происходило в Украине последние пять лет. Это выставка о призраках прошлого, отношения с которыми тоже нужно уметь выстраивать, а также про трансгрессию — бахтинский карнавал как извечную оппозицию властным нарративам».
В гигантском зале Semper Depot представлены работы 22 молодых украинских художников, среди которых объекты, инсталляции, фотографии и перформансы Марии Куликовской, Давида Чичкана, Вовы Воротнева, Романа Михайлова, Никиты Шаленного, Саши Курмаза и других.
Экспозиция начинается с трех фотографий, как бы задающих ее рамки. Один из снимков — знаменитый кадр, сделанный фотографом Сашей Курмазом в 2011 году: обнаженная девушка, за которой виден ансамбль памятника «Родина-мать» в Киеве. Второе фото — снимок, ставший в дни событий на майдане вирусным в соцсетях, его сделал репортер Игорь Петров: стоящая на фоне огня черная фигура в противогазе. Третья фотография — снимок Александра Чекменева из серии «Донбасс»: женщина с иконой в руках перед разбитым домом.
Экспозиция продолжается видеозаписью перформанса Вовы Воротнева «Перечень». Перформанс был сделан, когда автор участвовал в поездках на границу с зоной боевых действий: в краеведческом музее Лисичанска художник зачитал список всех украинских сел. Чтение продолжалось семь с половиной часов, столько же длится и видео.
Еще одна очень важная для понимания мироощущения современного украинца инсталляция Зины Юсуповой называется «Подземное сопротивление». Это серия миниатюрных подземных бункеров, их интерьеры выполнены с изысканным вкусом, но выход наверх наглухо закрыт — как символ желания уйти от реальности, от травматической действительности и остаться в глубинах своего внутреннего пространства.
В центральной части экспозиции возникает тема рейва. «Рейв-культура в Киеве зародилась еще на излете майдана, а теперь мы превратились чуть не в европейскую столицу рейва, — рассказывает Алиса Ложкина. — Вечеринку „Схема“, которой посвящена часть нашей экспозиции, знают не только в Киеве. Рейв-пати собирают тысячные залы, молодежь прилетает из всех европейских стран. В Украине, в которой идет вооруженный конфликт, в которой столько нерешенных вопросов, рейв стал главной территорией свободы».
Тема рейва представлена снимками Саши Курмаза с вечеринки «Схема». Рядом — экран с девятиминутным видео молодых режиссеров Романа Химея и Ярыма Малащука, посвященным той же «Схеме». В течение нескольких минут персонажи видеосюжета впадают в ритмический транс, двигаются вместе с сотнями таких же отключившихся от реальности молодых людей, и вот уже ночь прошла, музыка затихла, и ты на улице — а мир вокруг остался прежним, ничего не изменилось и куда идти — непонятно…
Завершают композицию центрального пространства зала две работы. «Ковры» Александра Совтусика, выпускника Краковской художественной академии, используют бабушкины ковры, непременный атрибут советского быта, предмет вожделения хозяек. Сотворенный художником из старого ковра монстр как призрак недавнего советского прошлого может в любой момент появиться из темного угла. Рядом — не менее мрачные «Тени» Романа Михайлова, обуглившиеся силуэты кораблей, травма потери Крыма.
Отдельное и самое значительное место выставочного пространства занимают огромные металлические горельефы из Львовского мемориального музея тоталитарных режимов «Территория террора»: это пять монументальных фигур, напоминающих каменных истуканов острова Пасхи.
«Наш музей собирает декоммунизированные объекты искусства, — рассказала Ольга Гончар, директор львовского музея. — Процесс избавления от признаков советского прошлого начался в Украине, особенно в Западной, еще в 1990-е годы, тогда были переименованы улицы, из парков исчезли гипсовые пионеры с горнами и девушки с веслом. Но официально политика декоммунизации тогда не была провозглашена, каждый город на свое усмотрение избавлялся от внешних признаков советской власти. На данный момент наш музей взял на себя ответственность и инициативу забирать в коллекцию объекты искусства, которые со скандалами исчезают из публичного пространства».
В зале венской Академии художеств эти горельефы перемежаются огромными цветными фотографиями фантасмагорических карнавальных персонажей народного праздника в Карпатах — Маланки. Трансгрессивные фигуры: не мужчины, не женщины, не люди, не монстры, — они удивительным образом сочетаются с брутальными металлическими колоссами из Львова.
«История этой выставки — история страны как она есть, не полированная, не приглаженная — с растерянностью, разочарованиями, мечтами, безумными памятниками, — говорит куратор Константин Акинша. — Это третья часть большой выставочной трилогии. Первую мы осуществили, когда майдан еще дымился, — тогда здесь же, в Вене, в Кунстерхаузе, собрали объекты искусства, возникшего на майдане. Например, показали серию политических плакатов, которые перепечатывала вся Украина. Один из плакатов назывался „Я капля в море“, и так мы назвали первую выставку. Вторая прошла в прошлом году в Будапеште — „Перманентная революция“, собравшая украинское искусство за последние 30 лет. Теперь — „Между огнем и огнем“. Мы пытаемся этими выставками описывать историко-политическую ситуацию в стране. Может ли современное искусство быть отражением реального состояния общества? Ответив на этот вопрос, мы — и кураторы, и художники — должны остановиться и понять, куда идем дальше».
Выставка Between fire & fire в здании венской Академии художеств Semper Depot продлится до 8 октября 2019 года, вход свободный.