В Москве, на Бауманской улице, 9, состоялось открытие шоурума одного из самых сознательных российских брендов — Notivory, который специализируется на создании украшений и предметов интерьера из бивня мамонта. Главный принцип марки — отказ от слоновой кости. Сооснователи бренда Максим Князев и Сергей Ястржембский призывают мир бережно относиться к природным ресурсам и не допускать гибели диких животных. «Мы предлагаем использовать бивни вымерших мамонтов вместо бивней слонов в производстве ювелирных изделий и предметов роскоши. Это поможет сохранить популяцию слонов. А средства, вырученные от продажи наших изделий, фонд направляет на спасение исчезающих видов дикой фауны», — рассказывают основатели бренда.
На протяжении многих веков слоновую кость использовали для создания различных предметов. Из нее делали бильярдные шары, курительные трубки, шкатулки, шахматы и игральные кости. На Руси слоновую кость узнали благодаря гостям из Византии и вполне закономерно начали использовать ее для изготовления религиозных атрибутов: крестов, икон и многого другого. Императрица Мария Федоровна любила не только носить украшения, но даже сама занималась резьбой по слоновой кости и создавала всевозможные декоративные предметы: небольшие пирамидки, вазы с орлами и монограммами, — чтобы после презентовать друзьям и знакомым плоды своего творчества.
Сейчас слоновую кость чаще всего используют именно в ювелирных изделиях, из-за чего добыча бивней продолжается и приводит к истреблению животных. За последнюю сотню лет в Мозамбике, Танзании, Центральноафриканской Республике и других странах популяция африканских слонов сократилась с 20 млн до 500 тыс. особей, а одна жизнь представителя этого вида стоит от $100 тыс. до $400 тыс.
Активисты и сооснователи Notivory хотят показать, что бивень мамонта — это альтернативный ресурс, который может использоваться при производстве различных изделий. «Я хочу отдельно подчеркнуть, что слонов спасут не мамонты, а люди, создающие и ценящие искусство без насилия и крови. Искусство не должно убивать или истощать ресурсы природы», — говорит соучредитель Notivory Максим Князев.
В коллекциях бренда найдется множество необычных изделий ручной работы: кафф с рельефным резным узором, браслеты с двумя рядами крупных бусин, кулоны в виде мамонтенка. В первую декоративную коллекцию Notivory Art вошли поистине уникальные и удивительно реалистичные изделия. Скульптура «Дальневосточный леопард» из бивня мамонта украшена золотом и бриллиантами, мелкие детали передают напряжение животного, готового сорваться с места. Скульптурная композиция «Скоротечность времени» исполнена в форме песочных часов, на которых изображен бегущий гепард, оставляющий за собой «шлейф воспоминаний». Процесс создания каждого отдельного изделия занимает около полугода.
Открытие первого шоурума Notivory в Москве состоялось в августе 2019 года. В его интерьере обыгрывается тема противоположностей: стены выполнены в белом цвете, потолки — в черном, в мебели сочетаются натуральные и искусственные материалы — дерево и стекло. Пространство старались сделать одновременно шоурумом и галереей, где каждый предмет можно подробно рассмотреть и оценить. Огромный бивень мамонта, установленный на специальной подставке, стал не просто частью интерьера, а символом марки.