18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возрождение Нотр-Дама: дерево, свинец и роботы

Рассказываем о том, как восстанавливают собор Парижской Богоматери, пострадавший от разрушительного пожара пять месяцев назад

Архитектор, руководитель Центра всемирного наследия ЮНЕСКО (2000–2010), заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре (2010–2018) Франческо Бандарин поделился последними данными о реставрации собора Норт-Дам де Пари и рассказал о том, что ждет его в будущем.

Крыша

Пока не закончено строительство новой временной крыши, неф затянули полотном. Внутри нефа повесили защитную сетку на тот случай, если оставшиеся части крыши начнут обваливаться. Статую Богоматери сняли, а над главным алтарем со знаменитой барочной скульптурной группой, изображающей обет короля Людовика XIII, возвели защитную конструкцию.

Кладка

Разбором и вывозом огромного количества обломков, заваливших неф (камни, обгоревшее дерево, куски кровли и так далее), занимаются роботы, так как людям запрещено входить внутрь из-за угрозы обрушения сводов. Этот этап работ уже почти завершен. Фрагменты собора сохранят для обследования и повторного использования.

Витражи

Верхние витражи нефа и апсиды демонтировали в целях безопасности, а образовавшиеся проемы закрыли, чтобы защитить собор от осадков. Нижние витражи и окна-розы трансептов пока что оставили на месте.

Стабилизация здания

Серьезные опасения по-прежнему вызывают своды: часть их кладки обвалилась, и в какой-то момент их нужно будет перестроить. Все контрфорсы укрепили при помощи деревянных рам, чтобы минимизировать риск повреждения несущих стен собора. Над сводами установили ряд 18-метровых деревянных перекладин, чтобы построить платформу для исследования их состояния и будущей реконструкции. Северный, западный и южный фронтоны укрепили при помощи деревянных конструкций-подпорок. Галерею химер на южной башне обезопасили и закрепили на стропах. Две внутренние колонны собора, пострадавшие при пожаре, также укрепили.

Загрязнение свинцом

Пожар полностью уничтожил свинцовое покрытие крыши Нотр-Дама общим весом 430 т. Часть пластин упала внутрь собора, часть расплавилась по стенам, а часть превратилась в пыль и вместе с густым облаком дыма разнеслась по ветру над западной частью Парижа. Из-за опасений, вызванных возможным заражением свинцом, власти были вынуждены приостановить работы почти на весь август. Для защиты здоровья рабочих ввели впечатляющие меры безопасности, включая особый порядок доступа к собору, маски, защитные костюмы и душ. Сейчас ведется измерение уровня загрязнения на прилегающей к собору территории и в соседних районах города, а также оценка потенциального риска для здоровья людей.

Финансирование

На реставрацию памятника ЮНЕСКО требуются значительные средства. К сегодняшнему дню Фонд Нотр-Дама получил пожертвования и обещания пожертвований на общую сумму €380 млн, в том числе €36 млн от 46 тыс. частных лиц, 60 компаний и 29 французских и зарубежных государственных учреждений. Стало известно, что обещанные главой холдинга LVMH, основателем Фонда Louis Vuitton Бернаром Арно и владельцем аукционного дома Christie’s, венецианских Палаццо Грасси и Пунта делла Догана Франсуа Пино €200 млн и €100 млн будут выплачиваться поэтапно. В качестве крупнейших спонсоров оба миллиардера войдут в состав учрежденной министром культуры Франции Франком Ристером контрольной комиссии, которая будет следить за выполнением реставрационного проекта.

Что дальше?

Прежде всего необходимо демонтировать массивные металлические леса, установленные еще до пожара для реставрации шпиля. Это трудная и опасная задача, поскольку конструкции сильно пострадали в огне. После их снятия построят новую временную крышу, которая прослужит до окончания реставрации.  

Будет установлена защита сидений на хорах. Наконец, под сводами разместят деревянную платформу, чтобы провести оценку их устойчивости и решить, что делать дальше: реконструировать или заменять. Этот этап планируют завершить к лету 2020 года.

На данный момент все работы ведутся под руководством главного архитектора Нотр-Дама. Он координирует деятельность специализированных строительных фирм, часть из которых была приглашена специально на этот проект, а часть в срочном порядке перевели с других объектов. Это временная схема, действующая до тех пор, пока не начнет работу новое ведомство, учрежденное парламентом Франции в июле 2019 года. Оно будет отвечать за все аспекты восстановления собора.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+