18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исчезнувшая империя шелка и ситца в Музее Москвы

«Ткани Москвы» — одна из самых удачных выставок начавшегося сезона. История столичной ткацкой промышленности интересна и сама по себе, и как часть большой истории

Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы рассказывает о столичном ткацком производстве — о фабриках, их продукции и работавших там художницах. Казалось, она должна быть познавательной и привлекательной для глаза: образцы тканей разнообразны и красочны. Ничего более от выставки не ожидаешь — никаких серьезных идей и глубоких размышлений, разве только наблюдение, как большие стили и художественные направления проявляются в «тряпочках», то есть в дизайне тканей.

Но выставка получилась куда серьезнее. Рассказав о почти исчезнувшем материальном мире — мире материй, она стала поводом осознать, насколько радикально изменился наш визуальный мир. Куда и почему ушли из него цветочки, горошки, птички, орнаменты, полоски и фольклорные котики, так радовавшие когда-то глаз? Рисунок почти исчез из одежды, разве что изредка появляясь в угоду моде; цвет, конечно, присутствует, но главенствует уже много лет индиго на дениме. В одежде ткани потеснил трикотаж. В обивочных и декоративных тканях рисунок остался, но скромный: глаз современного человека, вечно возбужденный экранами, требует покоя.

Как известно, орнамент был изгнан из архитектуры 100 лет назад. Из материи тоже, но позже. Стиль времени естественно проявляется в дизайне, в том числе тканей, бывает, надолго там задерживаясь по разным причинам, национальным и идеологическим. Выставка «Ткани Москвы» последовательно эти трансформации демонстрирует, начиная с рассказа о дореволюционных московских ткацких фабриках, заимствовавших рисунки для тканей у французов.

В начале ХХ века и появляются шелка и сатины с гибкими и пышными цветами модерна. Их образцы показаны в экспозиции рядом с тканями патриотическими. Так, фабрика «К.О.Жиро и сыновья», после национализации ставшая «Красной Розой», выпустила к 100-летию победы над Наполеоном материю, где среди декоративных роз прячутся сцены пленения французов русскими крестьянами и бегства Бонапарта по осеннему бездорожью. После этого раздел, посвященный агитационному текстилю, видится продолжением национальной традиции не относиться к бытовым вещам легкомысленно.

Причем преемственность проявляется не только в идейности, но и в формальных решениях. Если большие художницы — Любовь Попова и Варвара Степанова — сочиняли рисунки действительно авангардные, модернистские, нефигуративные, то рядовые ученицы текстильного факультета Вхутемаса, где разрабатывался пролетарский дизайн, вписывали новые сюжеты в традиционные схемы. Дирижабли у них летали птичками, шестеренки походили на розы, корабли — на уточек. Но цветовое решение ситцев было лаконичнее и сдержаннее, чем у предшественников, без жизнерадостной пестроты и нарядности.

В 1932 году — рассказывает выставка — было принято постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О недопустимости выработки рядом предприятий тканей с плохими и неуместными рисунками». Исполняя его, самолеты опять превратили в птичек, а шестеренки — в цветочки. Позже уже трудно говорить о генеральном стилистическом направлении, хотя предпочтения 1960-х годов очевидны: абстрактные рисунки потеснили цветочные, появились спутники и ракеты — впрочем, ненадолго. Но гораздо важнее общей тенденции и указаний моды на дизайн того времени влияют личности художниц, их художественные пристрастия.

Самый ценный раздел выставки — персоналии 12 художниц, работавших на московских ткацких фабриках в разные годы. Мария Ануфриева, пришедшая в 1930-е годы на Трехгорную мануфактуру, виртуозно и элегантно вписывала звезды, тракторы и девушек с веслом в орнамент нарядных тканей. Анна Андреева всю жизнь создавала на «Красной Розе» гармоничные тематические рисунки, для нее московская архитектура — от памятников до пятиэтажек — стала поводом для решения чисто пластических задач. Лариса Рубцова делала рисунки в стиле оп-арт и психоделические (что невозможно было в станковой живописи — дозволялось, вернее, не замечалось в дизайне и прикладном искусстве).

Рубцова — заслуженный художник России, профессор Строгановки, почетный академик РАХ. В брежневские годы к художникам-прикладникам было особое внимание: их выставляли, о них писали в журнале «Декоративное искусство СССР». Но их положение на производстве не было комфортным. Даже членам Союза художников не выделяли «творческие» дни, самые интересные эскизы не пускали в производство, «гнавшие план» в условиях дефицита фабрики не были заинтересованы в обновлении ассортимента.

Ну а потом внезапно наступил конец московской текстильной эпохи, из десятков фабрик не осталось ни одной. Дорогие и дешевые импортные ткани и готовая одежда вытеснили с рынка родные шелка и ситцы. В бывших фабричных цехах сегодня обосновались офисы. И не только в Москве — во всех мировых столицах и бывших городах-фабриках.

Насколько мощным экономически и интересным эстетически было столичное ткацкое производство, сегодня мало кто вспоминает. Кураторам Александре Селивановой и Ксении Гусевой удалось в музейном пространстве восстановить образ этого исчезнувшего мира. Выставка «Ткани Москвы» получилась эпической и очень красивой.

Музей Москвы
Ткани Москвы
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+