Манифеста в Петербурге и 4 Московская биеннале молодого искусства в Москве.
4-я Московская международная биеннале молодого искусства стихийно продолжается. После открытия в конце июня основного и стратегического проектов фестиваль стал набирать обороты. В Центре дизайна Artplay на выставке Student Art Prom итоговые работы представили студенты творческих вузов столицы. Огромный зал был отдан на откуп молодежным экспериментам. Помимо разнообразных произведений искусства (инсталляции, архитектура, живопись, видео, фото и все-все, что только можно представить), не обошлось и без многочисленных перформансов. Одним из самых ярких оказалась работа Повар vs Веберн студентов института «База». В центре зала расположился художник Никита Спиридонов и чистил овощи, высыпая очистки на рядом стоящее пианино. Обычные посетители ходили и подбирали картошку с морковкой — оставшийся, так сказать, реквизит. Впервые перформансом разродилась Строгановская академия: студенты в груде опилок пилили дрова. Акция проходила под кодовым названием Распил, желающие могли присоединиться. Как на классических комсомольских свадьбах, не было ни грамма алкоголя — куча молодежного задора и дискуссия про разумное-доброе-вечное от свадебных генералов, в качестве которых выступили директор Музея Москвы и идейный вдохновитель выставки Алина Сапрыкина, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, художник Владислав Ефимов, куратор Александр Евангели и руководители этих самых творческих институций — Дарья Камышникова и Анатолий Осмоловский.
В рамках Московской биеннале молодого искусства в Парке искусств «Музеон» открылась совместная выставка с Институтом проблем современного искусства и Голдсмитс-колледжем Полевые работы на ниве искусства. Поделена она на две части — засветло нужно было успеть посмотреть все представленные объекты ленд-арта в парке, а после захода солнца в кинотеатре проходила видеопрограмма. Хорошо, что на открытии куратор проекта Андрей Паршиков вместе с авторами работ проводили экскурсию, а то понять, где просто вскопана аллея, а где работа канадской художницы Шелби Сью, или найти в парке дерево, к которому привязаны орхидеи в капсулах, не представлялось никакой возможности. Послушно плелись по жаре слушать экскурсию, которую проводил куратор на двух языках, художники Антонина Баевер, Дмитрий Венков, Павел Отдельнов, Шифра Каждан и их британские коллеги. Директор ИПСИ Иосиф Бакштейн и руководители Голдсмитсколледжа Дэвид Мэбб и Кейт Смит остались в тенечке летнего кинотеатра есть мороженое и обсуждать увиденное на выставке.
В этот раз Московская биеннале молодого искусства вышла за пределы Садового кольца. В галереемастерской «Граунд» на Песчаной открылся специальный проект Размер имеет значение. Как следует из названия, все было либо гигантских размеров, либо очень маленьких. Несмотря на непривычное месторасположение галереи (не очень освоенный публикой маршрут), посмотреть на маленькое и большое приехало много знакомых. Художники Гоша Острецов, Александр Петлюра, МишМаш, из Питера подтянулись Александр Дашевский и Александр Теребенин, куратор будущей Киевской биеннале современного искусства Георг Шольхамер. Всех желающих маршрутный автобус возил из галереи на Песчаной в галерею «Граунд-Ходынка», где состоялось открытие со-вместного русско-немецкого проекта Карантин. Медиаэкстракт. Критик Валентин Дьяконов ехать отказался, аргументировав это тем, что Ходынку боится с 1896 года, когда там подавили кучу народа. В галерее на Ходынке немецкая художница Тинтин Патроне учила гостей делать мерзко звучащие ящики (механизм внутри них — от детских игрушек). Потом игру таких ящиков можно было прослушать на перформансе. В этой галерее произошел прелюбопытный случай: я не знала никого — в свою очередь, никто не знал меня. По всей видимости, чем дальше от Садового кольца, тем меньше знакомых.
Открытие главной площадки параллельной программы Manifesta состоялось за несколько дней до презентации основного проекта и стало первым событием, собравшим вместе всех приехавших в Петербург специалистов — от молодых журналистов до дирекций крупнейших музеев. Лишь ленивый не пошутил про то, что Северная Венеция хоть ненадолго, но стала Венецией режима биеннале, да и львов в городе достаточно.
В холле бывшей Академии транспорта и тыла давка. «Что, не пускают?» — волнуется мужчина позади меня, в тревоге выхватывая с подноса у проходящей мимо официантки суши. На верхний этаж, туда, где искусство, не пускают с напитками — здесь же наливают, поэтому мимо проплывает лонг-лист всевозможных премий современного искусства с лонг-дринками, шорт-лист — с шотами. Посмотреть выставки никому без стократных рукопожатий не представляется возможным, поэтому все ручаются вернуться уже за «артом» завтра, сегодня же самым популярным местом становятся очередь в бар и прилегающий к Манежу Кадетского корпуса двор. Здесь на установленной сцене играет Бенджамин Скеппер, тот, который написал музыку к Токийской неделе моды, и это ожидаемо: пусть не Токио, пусть не Венеция, но старт главному светскому событию города дан.
Следующий день был полностью отдан светскому фланированию, которое началось с коктейля для профессионалов в отеле «Астория». На Исаакиевской площади припаркован черный автомобиль с мерцающим баннером «No? Future!». Искусство не только в массы, но и на дороги: колесящее произведение Жорди Коломера стоит маяком у входа в отель. Внутри все те же, за исключением профессионалов-профессионалов, которые в этот момент в смокингах и платьях в пол приглашены на прием в Зимний дворец. Они присоединятся, но позже. Пока в приемном зале «Астории» рекой льется игристое и то, что покрепче, столы ломятся от того, что скоро будет у нас днем с огнем не сыскать, играет живая музыка, сквозь которую доносятся «арт», «кунст» и «на здоровье». Среди гостей, которых не перечесть, фотограф Борис Михайлов с супругой, дизайнер Екатерина Бочавар, куратор Яра Бубнова, критик Сильвия Айбльмайр, европейские музейщики и галеристы, обменивающиеся визитками.
Во время марафона открытий Manifesta Эрмитаж порадовал своих друзей гала-ужином. Билет на него стоил круглую сумму (все на благотворительность), но самые почтенные гости из мира искусства были приглашены бесплатно. Строгий дресс-код обязывал дам быть в вечерних платьях, мужчин — в смокингах. Организаторы серьезно продумали программу. Специально для приветственного коктейля были открыты Висячие сады, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заводил знаменитейшие часы с павлином собственноручно. В Эрмитажном театре давали концерт «Солисты Екатерины Великой», специализирующиеся на возрождении музыки XVIII века. Концерт сопровождался видео-перформансом (директор Пушкинского музея Марина Лошак сочла идею скрещивания не очень удачной). Сам ужин в недавно отреставрированных апартаментах царского министра иностранных дел графа Нессельроде в Главном штабе был в русско-французском стиле. Потом гостям предложили выбор между танцами и осмотром экспозиции Manifesta. Некоторые успели и то и другое. В числе дорогих гостей были экс-министр культуры Михаил Швыдкой, коллекционер Игорь Цуканов, директор МАММ Ольга Свиблова и другие.
На бал в Зимний часть гостей приехала с открытия первого в городе музея стрит-арта от команды Анны Нистратовой. Отстояв растянувшуюся на сотни метров оранжевую ковровую дорожку, гости проходят в эрмитажный дворик, который давно не видел столько людей в часы закрытия музея. Конечно, главной в этот вечер является команда Manifesta — от бесчисленных арт-медиаторов до Дмитрия Озеркова, Каспера Кёнига и Виктора Мизиано, которых все и поздравляют. Пусть для них это не точка, но уж точно запятая, которую грех не отметить. К полуночи светский этикет разбавляют небальными танцами под диско, немецкие кураторы напевают в гардеробе Катюшу, голландский арт-дилер тщетно пытается встать на мостик, московские галеристы делают «селфи» в пустых коридорах музея, опаздывая на «Сапсан». Manifesta официально открыта — осталось ее увидеть.