В годовщину смерти великого лейденца Эрмитаж проводит выставку «„Падение Амана“. Картина Рембрандта в зеркале времени». Это своего рода оммаж одному-единственному произведению. Впрочем, упомянутое полотно — лишь пример, отсылающий к богатому собранию голландского искусства: 255 лет назад произведения Рембрандта, а также Рубенса, Халса, Йорданса, ван Дейка и других живописцев голландско-фламандской школы из собрания Иоганна Эрнеста Гоцковского составили первую в России музейную коллекцию.
Насколько голландская коллекция Эрмитажа сопоставима с аналогичными европейскими собраниями?
В 2017 году, когда в Амстердаме открылась выставка «Голландские мастера из Эрмитажа. Сокровища царей», мы еще раз убедились в том, что наша коллекция пользуется огромным интересом и коллег, и зрителей. Представляете, каково было ехать с ней в Голландию? Это как в Тулу со своим самоваром! Но количество посетителей нашей выставки побило все рекорды посещаемости Эрмитажа на Амстеле (музей на реке Амстел в Амстердаме в 2009 году стал филиалом Эрмитажа. — TANR). Коллекция очень высокого уровня, особенно если учесть, как она пострадала во время распродаж 1920–1930-х. Сейчас это более 1,5 тыс. работ голландских мастеров XVII–XVIII веков. В мире мало музеев, которые владеют такого уровня коллекциями.
Сколько всего работ Рембрандта в Эрмитаже?
В XVIII веке считалось, что Екатерина II владела 59 картинами Рембрандта. Потому что тогда многие работы его учеников шли под именем мастера. Ведь Рембрандт был не только выдающимся живописцем и графиком, но и замечательным учителем. Преподавать он начал очень рано, в 1620-х годах в Лейдене, и его первый ученик, Герард Дау, был всего на семь лет младше наставника. А самый поздний, Арент де Гелдер, учился в 1660-х. Всего в мастерской Рембрандта было воспитано почти 50 живописцев. Они перенимали манеру учителя, начинали как подражатели, потом шли своим путем. Только в XIX, и особенно в XX веке, когда начались серьезные исследования его творчества, авторство многих полотен пересмотрели. Оказалось, что среди «картин Рембрандта» много работ его учеников — и в Эрмитаже, и во всех музеях мира. Правда, теперь идет обратный процесс…
Рерембрандтизация?
Да, потому что оказалось: не только исследования живописной поверхности, но и материалы, происхождение, пребывание картины в различных собраниях — все это играет огромную роль в атрибуции его полотен. Первые суждения команды рембрандтовского проекта (Rembrandt Research Project, группа ученых, образованная в 1968 году для исследования творческого наследия Рембрандта с целью проверки подлинности картин, которые ему приписывались. — TANR) были довольно категоричными. В первом и втором томах A Corpus of Rembrandt Paintings, фактически каталога-резоне Рембрандта, высказывались серьезные сомнения и насчет некоторых картин из собрания Эрмитажа. Но уже в последующих томах этим полотнам было возвращено авторство мастера. Процесс изучения живописи вообще бесконечен.
Разве Рембрандт не ставил подписи на свои работы?
Конечно, ставил. Но он мог поставить свою подпись и на работу ученика, если считал, что она достаточно хороша. Известно, что он нередко исправлял и даже дописывал картины своих учеников…
Значит, цифра 23, о которой сообщает сайт Эрмитажа, не окончательная?
У нас действительно 23 живописных полотна, но процесс изучения продолжается и сомнения остаются. Хотя я считаю, что все эти работы — Рембрандт, потому что без него они бы не появились на свет. Например, одна из картин, которую мы представляем в этом году на выставке, в XVIII–XIX веках считалась произведением Рембрандта, позже эксперты решили, что она относится к работам его школы, и ее практически забыли. Маленькая очаровательная картина изображает молодую женщину, стоящую перед зеркалом. До конца XIX века она считалась парной к рембрандтовской «Женщине, примеряющей серьги», их даже выставляли в Императорском Эрмитаже рядом. Мы к выставке ее отреставрировали, сняли толстый слой грязного желтого лака, старые реставрационные ретуши — и случилось новое открытие: под записями обнаружились подпись Фердинанда Бола, ученика Рембрандта, и дата — 1641 год. Кстати, в Копенгагене находится такая же работа, написанная фламандским художником, — по всей видимости, копия эрмитажной. Так что процесс познания вселенной по имени Рембрандт необыкновенно захватывающий, сложный, и сразу делать категорические выводы не стоит.
Графики Рембрандта много в Эрмитаже?
Да, в 2006 году в Эрмитаже прошла целая выставка его офортов. В собрании также немало гравюр по его картинам. Авторских рисунков немного, но есть.
Как сейчас себя чувствует «Даная»?
В последние годы картина в стабильном состоянии, за ней ведется постоянное наблюдение.
В России в частных коллекциях есть Рембрандт?
Об этом не слышала, но работы его школы есть. Хотя почти все коллекционеры считают, что уж у них-то точно Рембрандт!
Видели эти работы?
Только слышала. Владельцы не торопятся приглашать к себе экспертов, но мне это интересно как историку искусства, я не участник антикварного рынка. Российские владельцы ни разу не обращались в Эрмитаж, не предлагали свои работы на выставки. Это и понятно: кому же захочется расстаться с иллюзией, что в его собрании находится полотно великого голландца?!..
Вы готовите полный каталог голландской живописи, два тома уже вышли. Сколько будет всего?
Такого каталога никогда в России не было. Сейчас готовятся третий и четвертый тома, где будут опубликованы произведения Рембрандта и художников его школы. До революции каталог голландцев составлял Андрей Иванович Сомов, в него входило около 600 работ. После революции в Эрмитаж хлынул поток произведений из частных собраний, со всяких складов. Но у сотрудников музея просто не было сил и условий для обработки этого гигантского материала. Тем более что многие вещи шли тогда как работы неизвестных авторов.
Но в каталогах Эрмитажа всегда есть голландская живопись!
Конечно, без нее невозможно представить себе ни один каталог нашей коллекции. Но даже в каталоге западноевропейской живописи в 1980-е годы голландским мастерам уделили совсем немного места. Сейчас мы можем изучать архивы и коллекции всех музеев мира. Я взяла на себя составление этого каталога, хотя понимаю, что достичь идеала невозможно. Мне удалось определить авторство десятков и даже сотен картин, которые прежде считались анонимными. Очень помогло знаменитое бюро историко-художественной информации в Гааге, где я занималась десятилетиями. Наш каталог войдет в научный обиход и России, и всего мира. Надеюсь, что к началу 2021 года рукопись будет завершена. Но работа над творчеством Рембрандта, на мой взгляд, завершится не скоро: невозможно поставить точку в изучении гения…