18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская биеннале ищет ориентиры

Новости предстоящей Московской биеннале современного искусства: впечатляющий проект Дмитрия Чернякова с первыми именами из Альбертины и финансовый скандал с Юлией Музыкантской

Основной проект 8-й Московской биеннале современного искусства «Ориентирование на местности» покажут в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 31 октября по 22 января, в ее параллельную программу войдут 36 проектов. Венская Альбертина, о сотрудничестве с которой в подготовке основного проекта организаторы Московской биеннале сообщали ранее, предоставит для него произведения 11 художников из 32, заявленных к участию.

«Наш главный партнер — это один из ведущих мировых музеев, Альбертина, и мы рады, что это партнерство позволило привезти в Москву, в Россию знаковые работы ведущих мировых художников. Не могу сказать, что это половина, но это серьезная часть экспозиции (всего будет представлено более 50 произведений. — TANR)», — рассказала на пресс-конференции в ТАСС президент Московской биеннале Юлия Музыкантская. 

Очевидно, речь идет о работах Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола, Алекса Каца, Вали Экспорт и Марии Лассниг, которые, по замыслу куратора основного проекта, всемирно признанного театрального режиссера Дмитрия Чернякова, вступят в диалог с произведениями современных российских художников, среди которых Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков. Известно, что пара таких диалогов выстроится между Виталием Пушницким и Алексом Кацем, а также Георгом Базелицем и Андреем Кузькиным. Развернется действо при поддержке ЦУМа в Новой Третьяковке на Крымском Валу, в стилизованном под город выставочном пространстве, со своими площадями, улицами и переулками, которые с помощью произведений искусства наполнятся разными мизансценами. 

«Архитектор Сергей Чобан и его команда придумали невероятную вещь, это будет очень необычное представление: в пространстве будет специальная навигация между объектами, которые мы называем „дома“, „юрты“, „бунгало“ — закрытые архитектурные формы, треугольные, квадратные, внутри которых происходит совершенно иная, чем на „улице“, жизнь. А есть экспозиция, которая располагается „на улице“, это как бы „Белый город“», — рассказал Дмитрий Черняков, для которого, по собственному признанию, работа над основным проектом биеннале стала своеобразным возвращением в Россию. «Я предложил назвать основной проект „Ориентирование на местности“, — сказал Дмитрий Черняков, — и это гораздо шире, чем прикладной спортивный термин. Это попытка найти дислокацию человека в пространстве, когда очень сложно привязаться к точкам отсчета». 

Однако закончилась пресс-конференция скандально. Шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова обратила внимание коллег на то, что художники — участники предыдущей биеннале обвиняют Юлию Музыкантскую в финансовой нечистоплотности и неэтичном поведении, и потребовала от нее ответа. Действительно, 6 июня на сайте международной организации Biennale Foundation было опубликовано открытое письмо, в котором художники делились своим печальным опытом участия в 7-й Московской биеннале (невыплаты гонораров, необходимость монтировать работы ночью без еды и питья и выслушивать угрозы). И зал, и спикеры ждали такого вопроса: некоторые телеграм-каналы накануне распространили перевод письма, так что аудитория была уже хорошо разогрета. «На момент появления письма оплаты всем художникам были завершены. Платежи документально подтверждены, и данные будут опубликованы», — пожалуй, это главное, что заключал ответ Юлии Музыкантской. Так как объяснение, что «художник должен принимать участие в монтаже работы лично как единственный знающий замысел, а есть и пить в музейных залах запрещено», проходит по разряду демагогии и говорит лишь о неумелой организации процесса. 

Вопрос обозревателя нашей газеты Ольги Кабановой к директору Третьяковской галереи, бывшей площадкой основного проекта предыдущей, 7-й Московской биеннале, Зельфире Трегуловой, не считает ли она, что подобные истории могут повредить репутации Третьяковки, также не получил исчерпывающего ответа. «Я узнала об этой истории сегодня рано утром, — сказала Зельфира Трегулова. — Мне ответили, что оплаты были. Мы еще посмотрим существующие документы. А что касается репутации, выставка 7-й Московской биеннале стала в 2017 году самым посещаемым проектом, посвященным современному искусству, в Третьяковской галерее». С последним трудно спорить — однако надо заметить, что произошло это именно благодаря репутации площадки.

Остается заметить, что попытки всех спикеров перевести ответы на неудобные вопросы в русло «я все уточню и отвечу вам позже и индивидуально» вряд ли добавляют прозрачности финансовому статусу биеннале и уважения — ее организаторам. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+