18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московская биеннале ищет ориентиры

Новости предстоящей Московской биеннале современного искусства: впечатляющий проект Дмитрия Чернякова с первыми именами из Альбертины и финансовый скандал с Юлией Музыкантской

Основной проект 8-й Московской биеннале современного искусства «Ориентирование на местности» покажут в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 31 октября по 22 января, в ее параллельную программу войдут 36 проектов. Венская Альбертина, о сотрудничестве с которой в подготовке основного проекта организаторы Московской биеннале сообщали ранее, предоставит для него произведения 11 художников из 32, заявленных к участию.

«Наш главный партнер — это один из ведущих мировых музеев, Альбертина, и мы рады, что это партнерство позволило привезти в Москву, в Россию знаковые работы ведущих мировых художников. Не могу сказать, что это половина, но это серьезная часть экспозиции (всего будет представлено более 50 произведений. — TANR)», — рассказала на пресс-конференции в ТАСС президент Московской биеннале Юлия Музыкантская. 

Очевидно, речь идет о работах Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола, Алекса Каца, Вали Экспорт и Марии Лассниг, которые, по замыслу куратора основного проекта, всемирно признанного театрального режиссера Дмитрия Чернякова, вступят в диалог с произведениями современных российских художников, среди которых Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков. Известно, что пара таких диалогов выстроится между Виталием Пушницким и Алексом Кацем, а также Георгом Базелицем и Андреем Кузькиным. Развернется действо при поддержке ЦУМа в Новой Третьяковке на Крымском Валу, в стилизованном под город выставочном пространстве, со своими площадями, улицами и переулками, которые с помощью произведений искусства наполнятся разными мизансценами. 

«Архитектор Сергей Чобан и его команда придумали невероятную вещь, это будет очень необычное представление: в пространстве будет специальная навигация между объектами, которые мы называем „дома“, „юрты“, „бунгало“ — закрытые архитектурные формы, треугольные, квадратные, внутри которых происходит совершенно иная, чем на „улице“, жизнь. А есть экспозиция, которая располагается „на улице“, это как бы „Белый город“», — рассказал Дмитрий Черняков, для которого, по собственному признанию, работа над основным проектом биеннале стала своеобразным возвращением в Россию. «Я предложил назвать основной проект „Ориентирование на местности“, — сказал Дмитрий Черняков, — и это гораздо шире, чем прикладной спортивный термин. Это попытка найти дислокацию человека в пространстве, когда очень сложно привязаться к точкам отсчета». 

Однако закончилась пресс-конференция скандально. Шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова обратила внимание коллег на то, что художники — участники предыдущей биеннале обвиняют Юлию Музыкантскую в финансовой нечистоплотности и неэтичном поведении, и потребовала от нее ответа. Действительно, 6 июня на сайте международной организации Biennale Foundation было опубликовано открытое письмо, в котором художники делились своим печальным опытом участия в 7-й Московской биеннале (невыплаты гонораров, необходимость монтировать работы ночью без еды и питья и выслушивать угрозы). И зал, и спикеры ждали такого вопроса: некоторые телеграм-каналы накануне распространили перевод письма, так что аудитория была уже хорошо разогрета. «На момент появления письма оплаты всем художникам были завершены. Платежи документально подтверждены, и данные будут опубликованы», — пожалуй, это главное, что заключал ответ Юлии Музыкантской. Так как объяснение, что «художник должен принимать участие в монтаже работы лично как единственный знающий замысел, а есть и пить в музейных залах запрещено», проходит по разряду демагогии и говорит лишь о неумелой организации процесса. 

Вопрос обозревателя нашей газеты Ольги Кабановой к директору Третьяковской галереи, бывшей площадкой основного проекта предыдущей, 7-й Московской биеннале, Зельфире Трегуловой, не считает ли она, что подобные истории могут повредить репутации Третьяковки, также не получил исчерпывающего ответа. «Я узнала об этой истории сегодня рано утром, — сказала Зельфира Трегулова. — Мне ответили, что оплаты были. Мы еще посмотрим существующие документы. А что касается репутации, выставка 7-й Московской биеннале стала в 2017 году самым посещаемым проектом, посвященным современному искусству, в Третьяковской галерее». С последним трудно спорить — однако надо заметить, что произошло это именно благодаря репутации площадки.

Остается заметить, что попытки всех спикеров перевести ответы на неудобные вопросы в русло «я все уточню и отвечу вам позже и индивидуально» вряд ли добавляют прозрачности финансовому статусу биеннале и уважения — ее организаторам. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+