18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художники заняли место собаки Павлова

В Музее науки Института физиологии имени Ивана Павлова в Колтушах проходит научно-художественная акция «Новая антропология»

Пятнадцать российских художников, работающих в области технологического искусства, саунд-арта, медиаарта и фотографии, приняли участие в проекте «Новая антропология» к 170-летию великого физиолога, первого российского лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова. Результатом стала новая экспозиция в Музее науки в Колтушах в Ленинградской области, расположенном на территории первого советского наукограда, где ученый проводил свои знаменитые опыты на собаках.

Историческая планировка и антураж лабораторий полностью сохранены, как и квартира академика Павлова на втором этаже корпуса. Под инсталляции, объекты саунд- и медиаарта отведен первый. Куратор проекта, ведущий координатор музейных конкурсов фонда некоммерческих программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ирина Актуганова и организаторы из Техно-арт-центра отобрали из нескольких десятков заявок самые интересные — 6 из 15 принятых к реализации проектов сделаны вместе с учеными Института физиологии им. И.П.Павлова, 4 созданы благодаря консультациям с его сотрудниками, а еще 5 являются сайт-специфик-инсталляциями.

В экспозиции представлен, например, совместный проект Тo Bee (можно перевести как «Быть пчелой») двух художниц, Натальи Федоровой и Елены Никоноле, и ученого Татьяны Зачепило из лаборатории генетики высшей нервной деятельности, предлагающий понять язык пчел и их реакцию на различные запахи. Как рассказала Наталья Федорова, запахи груши и апельсина, приятные для человека, у пчел вызывают разную степень тревоги: запах груши заставляет их собираться в группы, аромат апельсина сильно раздражает насекомых и отпугивает их от объекта. «Мы пытаемся перевести способ коммуникации пчел в понятные для человека образы, — говорит художница. — Запахи — это столкновения различных представлений о мире у пчел и человека. И если мы поймем язык пчел на этом уровне, мы сможем сообщать им нужную информацию. Например, о том, что где-то поблизости используются опасные для их жизни гербициды. Или можем пометить сотовую вышку раздражающим их запахом, чтобы они не погибли от электромагнитного излучения».

Самой внушительной из представленных проектов стала работа петербурженки Людмилы Беловой «Ожидание». Одна ее часть — инсталляция в том самом помещении, куда для опытов приводили собак и где, по замыслу художницы, до сих пор обитают тени собак и лаборантов, работавших с ними. В наушниках звучат голоса людей, рассказывающих о том, как они общались с животными, на кафельных стенах написаны клички первых подопытных собак, а на затененное окно вверху проецируется двигающаяся тень большой собаки. Другая часть проекта — художественная и научная мастерская-лаборатория, из которой в неизвестное пространство выходит полупрозрачная дверь. За ней — будущее и науки, и всего человечества, но вход туда закрыт, и увидеть свое будущее невозможно — можно лишь уловить бледную тень антропоморфного существа, иногда возникающую в проеме.

«Меня до слез тронул проект Люды Беловой, — говорит Олеся Туркина, искусствовед и куратор, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея. — Голоса сотрудников, пустота, отсутствие человека и тень собаки вызывают щемящее чувство, потому что человек должен сочувствовать живому существу. Возможно, это место очень важно именно для этого — чтобы пережить сострадание и сочувствие».

Художник Юрий Дидевич и ученый Дарья Подвигина из группы физиологии сенсорных систем приматов создали проект «Кибернетическая обезьяна». Они записали большое количество электроэнцефалограмм, загрузили их в компьютерные нейронные сети, и теперь посетители музея могут через компьютерную программу пообщаться с виртуальной обезьяной.

Московская художница Анастасия Алехина, работающая в технологических жанрах искусства на пересечении разных дисциплин, предложила проект «Кожно-оптическое восприятие», в основе которого лежат исследования академика Алексея Леонтьева о возможности возникновения у человека «кожного зрения». Алехина предлагает зрителям посмотреть на мир через собственные пальцы, на каждый из которых надета миниатюрная видеокамера.

Как рассказала Ирина Гавриленко, замдиректора по развитию Института физиологии, проект «Новая антропология» поселился в Музее науки в Колтушах на два года, посмотреть его может любой желающий по предварительной записи. В будущем институт рассчитывает на продолжение сотрудничества с художниками. «Это наш первый опыт работы с художниками, мы его будем осмысливать и анализировать, — говорит Гавриленко. — Многие годы наш институт был закрытым учреждением, а эта программа заставила нас открыть свои двери широкой публике. И то, что мы сейчас включаемся в художественно-просветительскую деятельность, очень хорошо».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+