18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство проверят по пятому пункту

№77
Материал из газеты

В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег

Крупнейший финансовый аналитик, компания Deloitte давно занимается исследованием инвестиций в искусство. На 12-й по счету конференции, посвященной искусству и финансам, которая пройдет в Монако 14 октября, будет представлен уже шестой отчет Art & Finance Report, созданный в сотрудничестве со специализированным аналитиком Art Tactic.

Главными темами отчета и конференции будут структурирование коллекций произведений искусства в эпоху большей прозрачности и прогноз будущего арт-рынка к 2030 году. Также обсудят то, какое влияние окажет на глобальный рынок искусства попытка его регулировать — речь идет о так называемой Пятой директиве по борьбе с отмыванием денег, принятой Европарламентом и вступившей в силу 9 июля 2018 года. Страны — члены ЕС должны интегрировать положения этой директивы в свои национальные законы к 20 января 2020 года.

Идея контроля и регулирования сделок с искусством возникла в Евросоюзе еще в 2016 году после скандала с «панамскими архивами». Цель директивы — повышение прозрачности финансовых транз­акций и требование к банкам и посредникам проверять личность клиентов и сообщать о любых подозрительных действиях, в том числе с произведениями искусства. Теперь для совершения любых сделок на сумму €10 тыс. и более, независимо от способа оплаты (кредитная карта, банковский перевод, чек или наличные), необходимо предварительно проверить личность клиента, а также источник происхождения его средств. Кроме того, на торговцев искусством, будь то галерея или аукционный дом, наложено обязательство предоставлять государственным органам информацию обо всех таких сделках и клиентах, а также устанавливать реальные стороны сделки и проверять полномочия посредника.

Разумеется, ужесточение правил вызвало недовольство в рядах арт-дилеров. Так, Международная конфедерация арт-дилеров и антикваров (CINOA) выступила против применения директивы к арт-рынку, поскольку это создает дополнительные бюрократические сложности для малых предприятий. Дилеров не устраивает порог в €10 тыс.: большинство сделок с искусством заключается именно в этом, нижнем ценовом сегменте. Кроме того, в CINOA задаются вопросом, каким образом можно контролировать продажи через интернет, когда галерея или аукционный дом не могут лично увидеть документы, удостоверяющие личность нового клиента. 

Председатель Британской федерации по торговле искусством (BAMF) Энтони Браун говорит, что у него нет возражений против нового закона, однако «главная задача BAMF теперь заключается в тесном взаимодействии с правительством, чтобы минимизировать административное воздействие на малые предприятия». По его словам, так как новая директива охватывает все способы оплаты, а не только наличные, это переводит практически всех членов BAMF в регулируемый сектор. 

Возникает вопрос, как новые законодательные нормы повлияют на коллекционеров из России, приобретающих произведения искусства в Европе. Пятая директива обязывает европейских продавцов, будь то галерея, аукционный дом или арт-дилер, запрашивать информацию об источнике средств и источнике происхождения средств своих клиентов в случае, если клиент происходит из третьей страны с высоким уровнем риска. Вероятность того, что Россия будет рассматриваться именно так, велика. 

По словам адвоката Ксении Куликовой, специалиста юридической фирмы «Пепеляев Групп», ужесточение правил проведения сделок с искусством окажет серьезное влияние как на продавцов, так и на покупателей, а результатом нововведений станет доступность для гос­органов информации о любой сделке, ее цене и реальных сторонах. Стоит учитывать то, что при подозрении в незаконности происхождения средств одной из сторон сделки могут быть применены такие меры, как замораживание, арест и конфискация активов (денежных средств, направленных на оплату произведения) или самого предмета искусства. 

«Несмотря на то что обязанность проводить сбор информации о сторонах сделки и источниках их средств возложена на европейских арт-дилеров, для минимизации рисков при совершении крупных сделок в ЕС российским коллекционерам не стоит пренебрегать принципом ра­зумной осмотрительности», — подчеркивает Ксения Куликова. Она советует уделять больше внимания содержанию договоров и обязательно проверять информацию, которую предоставляет о себе покупатель или продавец, в том числе об источнике его благосостояния, а также учитывать, что в разных странах Евросоюза регулирование сделок с искусством может иметь специфику.

Своим видением проблемы поделилась коллекционер Инна Баженова, издатель международной сети изданий об искусстве The Art Newspaper, медиапартнера конференции в Монако. «Несомненно, если это положение будет скрупулезно выполняться, оно не может не повлиять на российский арт-рынок, — сказала она. — По моим наблюдениям, рынок искусства в России не задействован для отмывания денег, по крайней мере широко. Но, как правило, коллекционеры не любят афишировать свои приобретения в полном объеме. Российский рынок искусства и так страдает из-за значительной изолированности от европейского и общемирового рынка. И дополнительный барьер со стороны аукционных домов и других продавцов искусства может снизить активность российских покупателей и еще сильнее отделить локальный рынок от общеевропейского. Но в целом я за прозрачность арт-рынка и исключение манипуляций, искажающих объективную картину рынка». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+