18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Наивность — оружие пролетариата

№77
Материал из газеты

В книге «Примитив в квадрате» Надежда Мусянкова рассказывает, как советская власть искала место для художников-самоучек в общесоюзной культурной иерархии

В последние десятилетия привычно стало пользоваться понятиями вроде «ар-брют» и «искусство аутсайдеров» применительно к непрофессиональным художникам в целом. Во многих случаях такая терминология правомерна, но отнюдь не всегда. И уж точно она неприложима к описанию советской культурной политики. Здесь необходимы другие слова: примитив, наив, любительство, самодеятельность, народное творчество. Хотя и они требуют известной осторожности — сообразно эпохе.

О том, как изобразительную самодеятельность встраивали в ту самую культурную политику СССР, рассказывает монография Надежды Мусянковой «Примитив в квадрате». Если кто-то усмотрит в названии намек на супрематизм, то ошибется лишь отчасти. Действительно, был в истории недолгий период, когда стихийное творчество масс пытались сопрячь с установками авангарда. Но вообще-то квадрат здесь — фигура умозрительная, подразумевающая, что любительское искусство в Стране Советов очутилось в некоем схематическом поле, ограниченном четырьмя структурами — разной степени казенности. Книга пестрит громоздкими наименованиями и аббревиатурами, характерными для 1920–1930-х годов (этому отрезку уделено главное внимание), и порой кажется, что автор тут несколько перегибает. Однако без учета бюрократических обстоятельств тему раскрыть невозможно, на что Мусянкова указывает совершенно недвусмысленно: «Самодеятельность была инструментом государственной политики, а вовсе не стихийным движением на местах».

Соответствующие иерархии выстроились не сразу, и первый советский опыт работы с художниками-самоучками выглядит довольно противоречивым. Например, с явной симпатией описана в книге ситуация внутри художественной студии при Институте народов Севера в Ленинграде — здесь деликатно и бережно пытались приобщать к изобразительной культуре бывших охотников и оленеводов: ненцев, селькупов, хантов, чукчей, нанайцев. В результате появилось целое созвездие «севфаковцев», которым даже устраивали выставки в крупнейших музеях страны. Но все чаще стали звучать критические суждения: мол, студийцев наставляют на путь эстетизации архаики вместо того, чтобы приучать их к отображению нового, социалистического образа жизни. В итоге студию реформировали до неузнаваемости. 

Или вот еще один сюжет, тоже ленинградский. В сентябре 1925 года при Доме политпросвещения имени Герцена открылись Изомастерские рабочей молодежи (ИЗОРАМ), положившие начало разветвленному клубному движению. Инициатором был Моисей Бродский, который пригласил к сотрудничеству воспитанников Казимира Малевича, «уновисовцев» Илью Чашника, Эдуарда Криммера, Дмитрия Санникова. Целью ставилось «содействие агитационно-массовой пропаганде советского строя», а приоритетом провозглашалось коллективное творчество. Таким образом, согласно автору книги, «происходило соединение „левого“ метода в искусстве с пролетарским содержанием». Изорамовцы мечтали о том, чтобы не просто встроиться в официальный дискурс, а даже отчасти его формировать. Но у партии имелись другие виды на культурную политику, и в 1932 году ИЗОРАМ отодвинули на обочину, хотя формально не упразднили.

Тогда же канул в Лету и другой амбициозный проект — Всесоюзное объединение художников-самоучек (ОХС), опекаемое Ассоциацией художников революционной России (АХРР). Правда, культивировавшийся там формат работы с непрофессионалами не был целиком отброшен, многое пригодилось в дальнейшем. В частности, прижилось заочное обучение искусству по переписке (автор книги не отказывает себе в удовольствии привести отдельные колоритные цитаты наподобие такой: «Простите, что рисунки объедены тараканами и клопами, ничего не поделаешь, пролетариат!»).

одхвачены были и установки ОХС на максимальную централизацию самодеятельности. Но с некоторыми прежними идеями пришлось расстаться. Еще недавно Николай Точилкин, бывший портной, вознесенный в руководство ОХС, формулировал: «Самоучка все задуманное выполняет, главным образом, по своему внутреннему классовому чутью». Подобные постулаты теперь категорически отметались. «С начала 1930-х гг. произведения самоучек не считались самодостаточными композициями, — пишет Надежда Мусянкова. — К ним можно было относиться только с одной позиции — как к резерву профессионального искусства, а к художникам-самоучкам — как к недоучившимся профессионалам, нуждающимся в строгих указаниях и поучениях».

Оплотом и главным координатором всей изобразительной самодеятельности в стране стал Всесоюзный дом народного творчества имени Крупской. Это ведомство, своего рода «министерство наивных искусств», регламентировало подопечную «отрасль» много лет. Пожалуй, апофеозом его деятельности можно считать музей подарков Сталину, располагавшийся в здании ГМИИ имени Пушкина с 1949 по 1953 год. К производству верноподданнических поделок и свелась тогда система воспитания самоучек.

Хотя как раз из недр ВДНТ имени Крупской родился впоследствии знаменитый ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), в 1960-е годы ставший «прибежищем либералов» и распространителем уникальных педагогических методик. Впрочем, глава про ЗНУИ не выглядит фундаментальной, она словно дописана после остальных ради широты хронологического охвата. Зато о «прививках реализма» и прочих изысках сталинской эпохи действительно рассказано «в лицах и фактах».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+