18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе

Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты

Выставок работ, вошедших в лонг-лист Премии Кандинского, не было четыре года, а в прошлом году и премия не присуждалась. Так что сам факт открытия в Московском музее современного искусства отраден. Ежегодные выставки премии и церемонии награждения победителей всегда были заметными событиями московской художественной жизни.

На этот раз в лонг-лист премии после двух туров голосования экспертного совета вошло 30 номинантов: 15 в разделе «Проект года», 10 — «Молодой художник», а также 5 научных и исследовательских работ. Все они и показаны на выставке, кураторами которой стали Ирина Горлова и Наталия Герасина. И им удалось показать номинированные работы очень достойно, с вниманием и уважением к каждому художнику.

В нарушение традиции отдельные претенденты на победу в главной номинации представлены несколькими проектами. Например, Таус Махачева — тремя. Один из них, с невоспроизводимо длинным названием, состоящим из множества инициалов, представляет собой внушительное количество динамиков, из которых транслируются обрывки электронных писем разных людей. Он занимает достаточно много места. Две другие работы — документация перформансов — компактнее, но все равно создается впечатление, что Махачева здесь главный герой и основной претендент на награду. Появление нескольких произведений одного автора пресс-релиз к выставке объясняет тем, что эксперты оценивали работы, не зная имен их авторов. Однако вряд ли члены экспертного совета могли не знать, кому принадлежат произведения, показанные на последней Венецианской биеннале или на прошлогодних выставках.

Вообще в основной номинации представлены вещи сильные, многие из их авторов уже были лауреатами или номинантами Премии Кандинского и «Инновации». Фантастической формы надувная «Скала» Ирины Кориной, длинная красная ковровая дорожка, лежащая среди длинных белых занавесей, и стоящие вдоль нее тапочки — инсталляция Александра Бродского, копия сломанной колонны из «Любви к себе среди руин» Александры Паперно трогают ум и сердце простотой, недосказанностью, иронией и поэзией, которая по завету Пушкина должна быть глуповата. Зато кураторские пояснения к этим работам безусловно умны.

Серьезен и производит сильное впечатление документально-художественный проект Хаима Сокола об истории бумажной фабрики «Октябрь», особенно впечатляет документальная составляющая с пугающими цитатами из личных дел рабочих и приказов об их увольнении. Отличный живописец Павел Отдельнов, к сожалению давно дрейфующий от таинственных индустриальных пейзажей к прямолинейным социально ответственным проектам, показал карту нашей родины с артистически отмеченными на ней местами промышленных свалок. Евгений Антуфьев представлен в двух номинациях — как просто художник и как художник молодой. В первом случае большой и красивой инсталляцией с многочисленными скульптурами и рисунками, во втором — со своеобразным музеем Льва Толстого. Вторая работа кажется оригинальнее и серьезнее первой. Полина Канис, Саша Пирогова и арт-группа «Провмыза» номинированы со своими видео — медленными, многозначительными, а у «Провмызы» еще и замогильно мрачными.

Надпись «Все это не сон» на фоне темного леса Тимофея Ради — одна из лучших работ в молодежной номинации, где превалируют многословные, многодельные и глубокомысленные произведения. Еще хочется отметить здесь «Частицы» микроарт-группы «Город Устинов»: в длинной витрине из крохотных предметов и какого-то мусора зрители могут сложить осмысленные изображения.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» участвует пять книг. Они просто лежат в витрине, так что можно только прочитать имена их авторов и названия: «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, «Метагеометрия художника Штейнберга» Евгения Барабанова, «Искусство и город» Игоря Поносова, Moscow Vanguard Art Маргариты Тупицыной и «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» Андрея Хлобыстина.

В заключение хочется признать, что ни о каких новых тенденциях и даже о моде в современном отечественном искусстве по экспонатам выставки сказать невозможно. Художники зрелые идут своим путем, и это нисколько не огорчает, поскольку достижения на этом пути у большинства очевидны. Молодые, как ни странно, ищут свое на проторенных старшими дорогах. Но это на выставке номинантов на Премию Кандинского, а она слишком мала, чтобы делать какие-то выводы о художественном процессе.

Выставка открыта до 17 ноября. Церемония награждения победителей состоится 13 ноября.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+