Художественный проект, приуроченный к 85-летию со дня рождения композитора Альфреда Шнитке, задуман его устроителями как синтетический. Подразумевается синтез искусств — визуальных и музыкальных, которые не соприродны по технологиям, но близки между собой философски и эмоционально.
Неслучайно в заглавие выставки вынесено название одной из самых сложных сценических композиций «Желтый звук», которую Шнитке написал в 1974 году на либретто Василия Кандинского, переведенное им самим с немецкого. Идею же ему подал дирижер Геннадий Рождественский — специально для исполнения на готовящемся им концерте «Музыка и живопись». Трое кураторов выставки в «Царицыне» — Василий Власов, Виталий Пацюков и Михаил Погарский — взялись выстроить своего рода контрапункт музыки и изображения, взяв за основу жанр livre d’artiste («книга художника»), который когда-то был популярен среди отечественных авангардистов и заново прижился у нас в конце XX века. Хотя жанровые рамки здесь заведомо размыты, так что дело не обошлось и без видеоарта и инсталляций. Причем некоторые из последних помещены даже за пределами выставочного зала, в парковом ландшафте.
К участию в проекте привлечены более четырех десятков авторов, главным образом московских. Среди экспонентов — Ольга Булгакова, Александра Митлянская, Валерий Орлов, Александр Ситников, Леонид Тишков, Вера Хлебникова. А еще в программу проекта включены концерты ряда современных композиторов, которые также отдают дань гению Альфреда Шнитке. Правда, их произведения исполняются на традиционных инструментах — в отличие от фантазийных, которые можно встретить в экспозиции.
Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Желтый звук
До 17 ноября