18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянный храм памяти императора прошел курс лечения

№77
Материал из газеты

В Лахте, историческом пригороде Петербурга, завершена реставрация церкви Святого апостола Петра. Памятнику 125-летней давности возвращен первоначальный вид

Небольшая деревянная церковь в Лахте на берегу Финского залива почти не видна с трассы, ведущей в сторону Карельского перешейка. Между тем место, где она расположена, и история ее создания тесно связаны с именем первого российского императора и строительством Петербурга. В советские годы церковь была перестроена до неузнаваемости. 

«Самое главное — что сейчас храму возвращен первоначальный вид, в котором он задумывался и просуществовал до 1937 года, — рассказал корреспонденту The Art Newspaper Russia Сергей Макаров, председатель петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — Наши специалисты еще с 2013 года искали архивные материалы, обсуждали проекты. Реальная реставрация началась лишь в 2017 году, благодаря спонсорам. И что особенно важно, удалось сохранить почти 80% подлинного деревянного сруба». 

Поселок Лахта на берегу Финского залива известен с XVI века. В начале следующего столетия Петр I построил тут усадьбу Ближние Дубки. В ноябре 1724 года император спас здесь моряков с тонущего судна, после чего тяжело заболел и через три месяца умер. В 1893 году в память об этом событии по инициативе семьи Стенбок-Фермон, владельцев Лахты, была заложена церковь во имя Святого апостола Петра, которая открылась уже через год. Проект разработали архитектор Василий Шауб и его сын Василий Шауб-младший. Росписью храма руководил Адольф Шарлемань. Внутреннее убранство церкви создавалось по аналогии с другими храмами, посвященными святому Петру, — Исаакиевским собором и усыпальницей в Петропавловской крепости. В 1937 году с церкви сняли купола и главки, сделали к ней кирпичную пристройку и открыли в здании кинотеатр. 

«Когда мы пришли сюда, здание было в очень тяжелом состоянии, — сообщил Алексей Распопов, директор по производству и реставрации ООО «ПСБ „ЖилСтрой“», генерального подрядчика. — Особенно пострадал деревянный сруб в месте соединения с кирпичной пристройкой, где бревна практически сгнили. Позднейшую пристройку удалили, деревянную стену усилили и воссоздали парадное крыльцо в соответствии с сохранившимися эскизами и фотографиями. Удалось обнаружить и восстановить исторический цвет здания — желтую охру». 

Довольно много времени ушло на работу с крышей. Реставраторы нарастили помещение хоров, сделали звонницу, подняли шатровую часть, соорудили барабан и главку. При разборе кровли постарались сохранить исторический «пирог» — многослойное утепление крыши, оставшееся с конца XIX века. 

Особой своей заслугой реставраторы считают работу с деревянным корпусом церкви. «При восстановлении старых деревянных построек нередко их просто раскатывают и делают все заново, а мы сохранили максимум подлинного дерева, — подчеркнул Алексей Распопов. — Осторожно удаляли сгнившие участки, вставляли пломбы из другого дерева, ровесника тому, что мы восстанавливаем. Отдельные бревна вынимали из сруба, лечили и вставляли обратно. Буквально санировали сруб. В нашей компании коллектив довольно молодой, амбициозный, все болеют за каждый подлинный участок объекта». 
Церковь Святого апостола Петра в Лахте — пример одной из немногих удачных реставраций исторических деревянных сооружений в Петербурге. Сейчас здание полностью восстановлено и уже открыто как действующий храм.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+