18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи

Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга

Реставрационные работы в церкви Благовещения идут уже более 20 лет, но только недавно специалисты приступили к работе в нижнем храме. И практически сразу сделали неожиданное открытие: в алтаре на купольном своде, под слоями более поздней штукатурки и краски, сохранилось изображение Новозаветной Троицы, а в арке — фигура архангела. Это не фресковая (темперно-клеевая), а масляная живопись, сделанная в технике «гризайль» (от фр. grisaille — серый, вид живописи, выполненный тоновыми градациями одного цвета). Как считают специалисты, роспись выполнена предположительно в первой трети XIX века.

По словам художника-реставратора Николая Михайлова, уникальность находки еще и в том, что на стенах церкви сохранились не только сюжеты, но и фоны. «Фон является неотъемлемой частью живописи, он также сохраняет характер времени, — объясняет Николай Михайлов. — Поначалу у специалистов были сомнения, сохранилась ли вообще здесь живопись. Тогда было принято решение во время штукатурных работ провести послойные контрольные расчистки. Меня удивляет и радует, что в храме такая большая сохранность живописных фрагментов».

Храм Благовещения на 8-й линии — одно из самых заметных исторических сооружений Васильевского острова. Церковь строилась с 1749 по 1763 год, предположительно по проекту и под руководством архитектора Джузеппе Трезини. Внутреннее пространство церкви изначально было разделено на два этажа: нижний храм во имя Благовещения, верхний — во имя Воскресения Словущего, с 1796 года — Крестовоздвиженский. В XVIII веке молиться сюда приходили поэт Василий Тредиаковский и выдающийся русский ученый Михаил Ломоносов. На территории возле церкви находились захоронения первостроителей Петербурга, несколько лет назад их останки перенесли на одно из петербургских исторических кладбищ.

В 1922 году здание было отнесено к 1-й категории охраны как архитектурный памятник Елизаветинской эпохи. В 1922–1924 годах его постигла участь всех церквей советской России: ценности были вывезены, а сама церковь закрыта. В 1936 году нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе и нарком обороны СССР Климент Ворошилов обратились с секретным письмом к председателю ЦИК СССР Михаилу Калинину: «Особое конструкторское бюро ВОТИ в Ленинграде должно в настоящий момент производить сборку

громоздких объектов большого оборонного значения. Ввиду временного характера работ строить специальный цех большой площади нерационально, поэтому просим передать ОКБ церковь Благовещения на Васильевском острове, которая вполне подходит для этой цели». В результате пространство храма разделили дополнительными перекрытиями, верхние этажи нарезали на кабинеты, внизу установили станки, электрощитовую и водораспределительный узел. Во время Великой Отечественной войны здание еще пострадало: в 1943 году прямое попадание снаряда разрушило колокольню, купол и крышу, одна из капитальных стен дала трещину. В 1950-е годы храм был отреставрирован. В 1994 году его передали РПЦ.

«В советское время с храмами разные пользователи обращались по-разному: где-то живопись целенаправленно сбивали вплоть до кирпичных стен, где-то закрашивали, — рассказал Сергей Макаров, председатель петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). — Безусловно, с теми фрагментами, которые были закрашены, работать легче: сейчас специалисты удаляют более поздние окрасочные слои и раскрывают ту красоту, которая находится под ними. Мы сохраним всю историческую роспись этого уникального храма».

Работы по расчистке, укреплению и консервации живописи проводятся бригадой художников-реставраторов «Петербургской реставрационной компании» под контролем специалистов КГИОП. С 2004 по 2019 год из средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП на реставрацию церкви выделено более 230 млн руб., восстановление иконостаса осуществляется на пожертвования благотворителей. Сейчас реставраторы завершают первый этап работ со вновь найденными фрагментами — расчистку и укрепление; кроме того, с помощью специальных инъекций они укрепляют и весь штукатурный слой.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+