18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Отреставрированы шпалеры для навигации по графствам Англии

№77
Материал из газеты

Бодлианская библиотека и National Trust отреставрировали три тканые карты конца XVI века. Дополнительная сложность заключалась в том, что некогда из шпалер вырезали фрагменты для использования в качестве обивочного материала

Хотя в Северном Окс­фордшире и нет деревни под названием Изуэлл, она явственно изображена в виде приятнейшего места с приходской церковью в окружении полей на уникальной карте, которую теперь экспонируют в Бодлианской библиотеке в Оксфорде — вероятно, впервые за последние 400 лет.

Мифическая деревня — лишь одна из загадок, связанных с четырьмя шпалерами из шерсти и шелка в виде огромных географических карт, изображающих центральные графства Англии. Они были вытканы за огромные деньги около 1590 года по заказу богатого землевладельца Ральфа Шелдона. Его собственный дом в Уорвикшире, усеянный множеством печных труб и размером напоминавший небольшой городок, изначально был запечатлен на всех четырех картах, но сохранился лишь на одной из них.

В числе других загадок — вопрос о том, кто и где изготовил эти настенные ковры, а также каким образом вышло, что столь роскошные и редкие предметы не оставили, похоже, следов в истории. Они должны были прославиться, поражая гостей Шелдона своим великолепием во времена, когда мало кто видел географические карты как таковые. Тем не менее исследователям не удалось найти о них ни одного упоминания современников.

Ник Милли, заведующий коллекцией карт Бодлианской библиотеки, точно знает, что деревни под названием Изуэлл не существует, поскольку сам живет в тех местах. Впрочем, на других картах изображена обнесенная рвом ферма Казуэлл, и Милли подозревает, что речь может идти об «опечатке» тюдоровской эпохи. Пока ему не удалось отыскать информацию о том, что происходило с картами в период между смертью Шелдона в начале XVII века и началом XIX века, когда Бодлианская библиотека получила в дар карты Оксфордшира и Вустершира. В 2007 году библиотеке удалось приобрести самую крупную из дошедших до наших дней частей шпалеры с изображением Глостершира. В коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта хранятся еще несколько ее фрагментов, которые Бодлианская библиотека надеется когда-нибудь объединить со своими шпалерами на общей выставке. Карта же Уорвикшира принадлежит совету самого графства.

Повреждения в местах сгибов заставляют предположить, что шпалеры долгое время находились в сложенном виде, считает Вирхиния Льядо-Буисан, возглавляющая в Бодлиане отдел реставрации. А по прямоугольным лакунам видно, какие участки намеренно вырезали, чтобы использовать их в качестве обивочного материала. Так, по имеющимся данным, один кусок Глостершира оказался натянутым на каминный экран. 

За 200 лет Бодлианская библиотека ни разу не экспонировала ни одну из тканых карт, поскольку у нее попросту не было достаточно большой свободной стены. Их достали из запасника только в 2015 году после открытия реконструированного здания Уэстонской библиотеки, благодаря чему появилось место для показа одной карты. Все три шпалеры недавно отреставрировали при участии специалистов из фонда National Trust. Сделанная в Бельгии бережная промывка обнаружила цвета потрясающей красоты, свидетельствующие, по-видимому, о том, что карты никогда не находились долго на солнце. В норфолкских мастерских фонда провели реставрацию ковров, вручную пришив их к новой основе, вернув на места фрагменты, правильное положение которых удалось определить, и восстановив несколько поврежденных топонимов. Кроме того, совместно с Метрополитен-музеем и Национальным музеем Шотландии библиотека провела международное исследование, чтобы установить происхождение использованных при производстве шпалер красителей. Его результаты обещают опубликовать нынешней осенью. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+