18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку

«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске

Ретроспектива Василия Поленова, открывшаяся на Крымском Валу во вторник, представила произведения его самого, а также работы художников его круга, в частности полотно, охарактеризованное на этикетке как «Портрет Е.М.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина (1890-е, частное собрание, Москва). Именно оно, возможно, является работой, пропавшей из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий. 

В каталоге грозненского музея аналогичная работа фигурирует как «А.Я.Головин. Араб. Этюд. Х., м. 56 х 46» (инв. № Ж-95). Также, согласно Реестру пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Министерства культуры РФ, эта картина публиковалась под названием «Портрет индуса» (дата регистрации в реестре — 09.07.2000, регистрационный номер 4350).

По словам известного коллекционера Сергея Подстаницкого, который опознал экспонат и опубликовал по этому поводу обращение в Facebook, он уже один раз видел эту работу в стенах Третьяковской галереи. В 2014 году «Портрет Татевосяна» из частной коллекции был представлен на выставке Александра Головина. Тогда Подстаницкий, по его собственным словам, «посоветовал музейным коллегам довести до сведения владельца истинное происхождение вещи, поскольку она была украдена из Грозненского музея во время боевых действий». «Картину с выставки тут же убрали... но, похоже, ГТГ решила повторно наступить на те же грабли. И сегодня эта картина красуется уже на выставке Поленова!» — пишет коллекционер. 

Более того, в книжной лавке Третьяковской галереи продается каталог «Вернем Грозному музей», где опубликована эта же картина. В беседе с The Art Newspaper Russia Сергей Подстаницкий подтвердил свое заявление. 

На запрос нашего издания из Национального музея Чеченской Республики (являющегося правопреемником Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова) ответили, что им известно об этом факте. Однако пока каких-либо комментариев музей давать не будет, хотя проблема и имеющиеся данные переданы на обсуждение в научный совет.

Пресс-служба Третьяковской галереи на запрос нашей газеты сообщила, что информация явилась для музея сюрпризом и сейчас сотрудники занимаются изучением этого вопроса. «Мы не приняли бы данное полотно на выставку, если бы его документы не были на 100% чистыми. В настоящий момент снимать портрет с выставки Поленова мы не собираемся. Данная картина действительно была на выставке Головина в 2014 году. Однако на выставке произведений из чеченского музея, которая проходила в ГТГ до чеченской войны, ее, как мы проверили, не было, то есть в другой имущественной ипостаси этот портрет у нас не находился. Пока мы занимаемся составлением подробной справки о картине и сведением всей имеющейся у нас информации», — рассказала Анна Котляр. 

Чеченский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова был разграблен во время боевых действий 1994–1996 годов. К этому моменту его коллекция составляла около 4 тыс. предметов, из них почти 1 тыс. картин. Во время первой чеченской войны здание музея было превращено в огневую точку, из окон велся обстрел улиц. Позже оно пострадало от авиационного налета, однако к этому моменту многих произведений искусства внутри уже не было: первыми исчезли коллекции драгметаллов и исторического холодного оружия, картины выносили или, как было видно по оставшимся в музее рамам, вырезали из них ножами. Сотрудники МЧС извлекли из-под завалов здания около 500 картин. Самые пострадавшие были переданы на реставрацию в Москву во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. По сведениям «Российской газеты», другие были возвращены чеченской стороне — в их числе были работы Петра Захарова, Архипа Куинджи, Франца Рубо. Эта группа произведений пострадала или была утрачена уже во время второй чеченской войны 1999–2000 годов. Позже некоторые из картин были обнаружены на черном рынке и даже в каталогах западных аукционов. На выставке «Сокровища России», прошедшей в московском Манеже в 2018 году, были представлены несколько полотен, вернувшихся в коллекцию грозненского музея. Среди них — «Портрет графа Н.А.Зубова» кисти Степана Щукина (?) и «Натюрморт с медовыми сотами в вазе» Фомы Торопова. Портреты графа Николая Зубова и его жены графини Натальи Зубовой кисти Александра Молинари были сняты с русских торгов Sotheby’s в 2001 году. Картины выставил на аукцион гражданин Франции, добросовестный приобретатель. Позже портреты вернули России. Полотно Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» до сих пор находится на реставрации в Центре им. Грабаря.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+