18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барон Джейкоб Ротшильд бросает банковское дело ради искусства

№77
Материал из газеты

В течение многих лет он главный герой культуры Великобритании

Джейкоб Ротшильд уходит в отставку. Потомок британской ветви легендарной семьи банкиров покидает пост председателя инвестиционного фонда RIT, который оценивается в £3 млрд, чтобы стать его почетным президентом. А сотрудники знаменитого поместья Ротшильдов Уоддесдон готовятся к лавине новых проектов. «Я проработала здесь шесть лет и ни разу не чувствовала себя комфортно  — таковы его перфекционизм, драйв и выносливость», — говорит глава коллекций Ротшильда Пиппа Ширли. 

Сейчас Ротшильду 83 года. Более 30 лет он главный герой культурной сцены Великобритании. Все эти годы барон прежде всего учил думать стратегически и творчески, за что и получил россыпь наград и степеней. 

В 1985 году, возглавляя попечительский совет лондонской Национальной галереи, он привлек к финансированию музея семью Сейнсбери. В названном в их честь крыле теперь хранится коллекция искусства Возрождения. Именно Ротшильд в конце 1990-х уговорил вице-премьера Британии Майкла Хезелтайна перевести чиновников из Сомерсет-Хауса, чтобы здание XVIII века могло стать достоянием общественности. В 2000 году родился проект подсветки лондонских мостов «Освещенная река». Сначала Ротшильд хотел, чтобы американский художник Джеймс Таррелл создал перед фасадом Сомерсет-Хауса бассейн света, но тот запросил слишком много. Тогда барон и его дочь Ханна решили украсить всю реку и привлекли к проекту и других меценатов. Окна офиса Ротшильда выходят на Спенсер-Хаус, неоклассический особняк семьи принцессы Дианы. В 1985 году барон взял его в аренду на 125 лет, отреставрировал и обставил.

Одним из важнейших дел Ротшильда стало соединение «людей дела» и «ценителей прекрасного». Он занимался этим с 1994 по 1998 год, когда был председателем Фонда лотереи «Культурное наследие». Барон настоял, чтобы все музеи, подающие заявки на получение грантов, подготовили бизнес-планы, и направил их в ауди­торские компании, чтобы те провели ликбез для музейщиков.

Крупнейший проект Ротшильда — в процессе реализации. Через два года завершится строительство третьего по важности общественного здания в Израиле — Национальной библиотеки в Иерусалиме. Средства на ее возведение выделяет фонд Ротшильда. «У нас был открытый конкурс, в котором не участвовал ни один звездный архитектор, очень уж они избалованы. Мы рассмотрели 300 проектов, и мне ничего не понравилось, но надо было что-то выбрать, — рассказывает Джейкоб Ротшильд. — Когда автор проекта-победителя попал под суд, я позвонил Ренцо Пьяно, Фрэнку Гери и в Herzog & de Meuron и сказал: „Просто приходите и расскажите нам, что бы вы сделали“. Так мы и выбрали Herzog & de Meuron».

Совсем свежий арт-про­ект Ротшильда — в его доме на Корфу. Две стоящие на мысу бронзовые фигуры Навсикаи и Одиссея хорошо видны с судов, проходящих через пролив между Грецией и Албанией. 

А в поместье Уоддесдон 7 сентября появилась новая достопримечательность — сокровищница. Главный дом имения, завещанного Джеймсом де Ротшильдом в 1957 году Национальному трасту и управление которым с 1988 года отчасти взял на себя Джейкоб, — это высококлассный музей и прекрасно обставленный викторианский особняк. Сокровищница создана, чтобы показать публике 300 драгоценных предметов ювелирного искусства. Кураторы трудились совместно с создателями приложения SmartyFi, развивая способность программы работать с трехмерными объектами. Ротшильд с энтузиазмом относится к цифровым технологиям. 

По словам барона, ему еще многое предстоит сделать: от приведения в порядок бухгалтерских книг Уоддесдона до увеличения стипендий, от работы с посетителями его музея до заказа новых произведений современного искусства. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+