18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От корзины до башни: путь инженера Шухова

№77
Материал из газеты

Музей архитектуры анонсировал выставку соавтора Киевского вокзала и ГМИИ им. А.С.Пушкина как «крупнейший показ творчества Шухова за последние 25 лет»

Талантливейший русский инженер Владимир Шухов (1853–1939) был автором многих изобретений, его вклад в развитие отечественной промышленности огромен, но и в культуру значителен. Музей архитектуры анонсировал его выставку как «крупнейший показ творчества Шухова за последние двадцать пять лет». И материала для такого показа собрано из музеев и архивов достаточно — на семь залов анфилады особняка на Воздвиженке. 

Самое известное его сооружение — Шуховская башня на Шаболовке, московская достопримечательность и памятник русского авангарда. Она по многим параметрам символ своего времени: от гиперболоидной формы, изобретенной Шуховым и отвечающей идеалам функционализма, до обстоятельств строительства (была задумана выше Эйфелевой, построена почти вдвое ниже — 160 м, но все равно была самой высокой в стране; металл был использован плохого качества, во время строительства в 1921 году случилось обрушение, за что Шухов был обвинен в саботаже и приговорен к расстрелу, но по окончании работ прощен. 

Впервые примененные Шуховым гиперболоидные конструкции и сетчатые перекрытия — центральный сюжет выставки. Гиперболоидные конструкции, идею которых инженеру подсказали плетеные корзины, показаны в развитии — от первой башни на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде до радиобашни на Шаболовке, а всего их по шуховским проектам было создано 40. Сводчатые конструкции подробно рассмотрены на примере цеха металлургического завода в Выксе (работа 1897 года).

Отдельная тема — вклад Шухова в развитие российской нефтяной промышленности. В 1897 году он руководил строительством первого в стране нефтепровода от места добычи до Баку. Придумал цилиндрические резервуары для хранения нефти, впервые разработал установку для крекинга. Стальные нефтеналивные баржи тоже его изобретение.

В экспозицию включены также проектные материалы, чертежи, макеты, фотографии. Кое-что показано впервые.

собенность конструкций Шухова — их эстетичность. «Что красиво смотрится, то прочно», — говорил он. Функционализм, требующий слияния формы и функции, у истоков которого стоял Шухов, развивается до наших дней — этому развитию посвящен заключительный раздел выставки. Он демонстрирует пространственные конструкции и сводчатые перекрытия в современной архитектуре. «Шухов. Формула архитектуры» — международный проект, в нем приняли участие немецкие и швейцарская институции.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Шухов. Формула архитектуры 
22 октября – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+