18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Папскую трапезу кисти Веронезе взялись восстанавливать уже в четвертый раз

№77
Материал из газеты

Многострадальное полотно столь часто подвергалось вмешательству реставраторов в прежние времена, что одна из главных задач сегодня —не перепутать результаты трудов автора с тем, что привносилось позднее

У полотна Паоло Веронезе «Трапеза Григория Великого» (1572) очень непростая судьба: написанное для монастыря Санта-Мария ди Монте Берико в Виченце, оно вместе с другими произведениями было вывезено наполеоновскими войсками во Францию, затем возвращено на родину, а вскоре оказалось разрезанным на 32 части австрийскими солдатами во время австро-итальянской войны 1848 года.

Картина изображает трапезу папы Григория I с дюжиной бедных паломников, включая неузнанного Христа, сидящего по правую руку от понтифика. На сегодня это единственная из монументальных «Трапез» Веронезе, находящаяся в том самом помещении, для которого создавалась, — в бывшей монастырской трапезной. До начала 2021 года прямо здесь будет идти обследование и расчистка холста. В роли спонсора проекта выступает итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo. Израненное полотно площадью 39 кв. м уже снято со стены, специалисты начали работу.

По словам Валентины Пьован, которая руководит проектом, предварительный анализ обнаружил «толстый слой потускневшего лака», «угрожающий целостности картины». Но, прежде чем очистить полотно, ее команда проведет неинвазивный инфракрасный и ультрафиолетовой анализ, чтобы реконструировать этапы творческого процесса Веронезе. Реставраторы надеются также точнее определить химический состав пигментов, связующего вещества и имприматуры (цветной тонировки грунта), которые использовал художник.

Важная задача состоит в том, чтобы с уверенностью отличить кисть Веронезе от усилий предыдущих реставраторов: Антонио Флориан занимался картиной в 1817 году, Андреа Тальяпьетра — в 1858-м (ту реставрацию оплатил австрийский император Франц-Иосиф I в качестве компенсации ущерба) и Антонио Лаццарин — в 1973-м. «Мне нужно определить, с чьей работой я имею дело в каждом отдельном случае, и решить, сохранять этот элемент или удалять», — объясняет Пьован. И уточняет, что будет руководствоваться принципом «минимального вмешательства». В отдельных случаях краски XIX века, как правило на масляной основе, неизбежно придется рассматривать как «неотъемлемую часть произведения».  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+