18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусствовед судится с Русским музеем за Сомова

Искусствовед Павел Голубев подал иск к Русскому музею о защите чести и достоинства

В Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга началось рассмотрение иска Павла Голубева к Государственному Русскому музею по существу. Этот необычный судебный процесс, когда искусствовед защищает свои честь и достоинство от претензий музея, поднял проблему использования предметов, входящих в Музейный фонд РФ, частными лицами.

Как рассказал The Art Newspaper Russia сам Павел Голубев, поводом к подаче иска стало в том числе официальное письмо руководства Русского музея за подписью заместителя директора Евгении Петровой в адрес издательства «Новое литературное обозрение», которое сотрудничает с истцом и выпустило его книгу «Дама, снимающая маску». В этом письме, по мнению искусствоведа, госпожа Петрова позволила себе несправедливые и оскорбительные замечания в его адрес как автора вступительных статей, публикатора и комментатора двух томов дневников Константина Сомова, выпущенных издательством «Дмитрий Сечин» в 2017–2018 годах. На основании этих публикаций Голубев защитил диссертацию. Истец требует от Русского музея отказаться от распространенных утверждений и выплатить ему компенсацию морального вреда в сумме 100 тыс. руб.

В письме сказано, что Павел Голубев «в течение ряда лет вводил в заблуждение читателей, а потом и диссертационный совет МГУ, сообщая всюду, что основной источниковой базой его исследования и публикаций являются оригинальные рукописные материалы дневников К.А.Сомова из фонда художника в отделе рукописей Государственного Русского музея (далее — ОР ГРМ). В действительности он использовал машинописную копию дневников художника, созданную в 1970-е гг. в течение нескольких лет усилиями трех человек — сотрудников ОР ГРМ Ю.Н.Подкопаевой и А.Н.Свешниковой и племянником художника Е.С.Михайловым».

Машинописная копия была сделана для издания первой в Советском Союзе книги о творчестве художника — «Константин Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников», которая вышла в 1979 году. Слова о том, что он использовал машинописную копию, выполненную сотрудниками ГРМ, и вводил в заблуждение других людей, Павел Голубев счел оскорбительными и подал иск, а суд принял его к рассмотрению. Хотя эти слова и были высказаны в личной переписке, а не в публичном пространстве, что является главным критерием оскорбления по версии российского законодательства.

«Я не пользовался машинописью, потому что она имеет все те отрицательные качества, что и сама книга, — пояснил Павел Голубев. — Там многие вещи вырваны из контекста, цитаты смонтированы, не говоря уже о разных нестыковках, о некорректном переводе. Для своего издания я пользовался фотокопиями оригиналов дневников». Но на вопрос, откуда у него фотокопии оригиналов, искусствовед заявил, что не хочет об этом говорить.

Как рассказал нашей газете московский антиквар Игорь Рыков, именно у него Павел Голубев познакомился с машинописной копией дневников Сомова. В 2009 году Рыков обратился с письменной просьбой к руководству ГРМ и лично к Юлии Подкопаевой позволить ему поближе познакомиться с этой копией, чтобы уточнить провенанс некоторых приобретенных им работ Сомова. Коллекционер получил машинописную копию на определенный срок, и именно в то время у него работал Павел Голубев. «Голубев у меня выполнял работу литературного редактора, помогал в том числе разбирать машинописную копию дневников Сомова, — рассказал Игорь Рыков. — Однажды он попросил у меня разрешения сфотографировать ее. Я разрешил, Павел сделал фотографии, а я вскоре вернул копию в Петербург».

Голубев, в свою очередь, утверждает, что для издания дневников Сомова использовал фотографии оригиналов. С их расшифровками он приходил в архив ГРМ начиная с 2014 года, чтобы сверить текст с рукописью художника. Но дело в том, что получить фотокопии оригиналов архивных документов в ГРМ совсем не просто. По словам Нины Шабалиной, заведующей отделом рукописей (отдел имеет и статус архива, и подчиняется Росархиву в том числе), фотографию любого документа можно сделать, только заключив официальный договор с музеем. Самому снять фотоаппаратом или телефоном невозможно, за этим строго следят. Как рассказала Шабалина, за все время, пока дневники Константина Сомова находятся во владении музея (в 1950–1960-х годах весь архив художника его родственники и наследники передали в ГРМ), ни одного договора на их фотографирование заключено не было.

Серьезные сомнения в том, что господин Голубев использовал оригиналы дневников Сомова, вызывает у сотрудников ГРМ и тот факт, что в своем издании он использует записи с октября 1917 года, хотя Сомов вел дневники с середины 90-х годов XIX века. По мнению Нины Шабалиной, это произошло потому, что Игоря Рыкова интересовал более поздний период и он попросил у Юлии Подкопаевой машинописный текст с 1917 года.

«О том, что он, скорее всего, пользовался именно машинописной копией, говорит и тот факт, что в своей публикации он сделал забавную ошибку, — рассказала Нина Шабалина. — В первом томе его издания есть письмо от 17 января 1920 года, где упоминаются имена художников Виктора Замирайло и Гюстава Доре. В оригинале дневников Сомова имя Доре написано латиницей, а в машинописной копии, выполненной нашими сотрудниками, это имя написано русскими буквами: печатной машинки с латиницей в музее тогда не было. И Голубев тоже пишет имя Доре русскими буквами».

Еще одна претензия, высказанная в официальном письме руководства ГРМ в адрес Павла Голубева, которая тоже оспаривается в иске, состоит в том, что он не получил от музея разрешение на публикацию дневников, а «издательство Д.Е.Сечина проигнорировало этот факт и даже не удосужилось поставить copyright музея». Но, согласно российскому законодательству, исключительные авторские права, знаком чего является copyright, сохраняются у наследников или владельцев в течение 70 лет со дня смерти автора. Со дня смерти Константина Сомова прошло уже 80 лет, и ни у кого нет исключительных прав на его наследие.

«С точки зрения законодательства эти требования музея совершенно необоснованны, — считает Алексей Шпекторов, патентный поверенный РФ, управляющий партнер Legal Bright. — На Сомова теперь распространяются те же права, что и на Пушкина, и на Лермонтова. Хотя использование оригиналов предмета — другой вопрос. Оригиналы их владельцы могут предоставлять для копирования за деньги или на других условиях, а указывать, где хранится оригинал, — личное решение того, кто его публикует».

Есть и другая законодательная коллизия в этом вопросе. Согласно статье 36 «Публикация музейных предметов и музейных коллекций» Федерального закона № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций принадлежит музею. Павел Голубев в своих материалах, посвященных изданию дневников Сомова, неоднократно сообщал, что в первом издании дневников в 1979 году была опубликована совсем незначительная часть оригинальных текстов. Так, в «Вестнике ТвГУ» в серии «История» за 2014 год на странице 119 Павел Голубев пишет: «Собственно дневниковых записей в книгу вошло мало (по нашим подсчетам, они составляют приблизительно 5% опубликованных в ней материалов)». То есть фактически он признает, что впервые публикует значительную часть дневников художника. Но никакого договора с ГРМ или другого разрешения на эту публикацию ни у него лично, ни у издательства нет.

«На мой взгляд, есть определенные противоречия в законодательстве между авторским правом и законом о музейном фонде и музеях, — считает Алексей Шпекторов. — В законодательствах многих европейских государств есть куда более простые и эффективные положения. Хотите опубликовать какую-то картину из собрания Лувра? Платите определенный взнос и спокойно потом публикуете, где хотите. И никаких исков!»

Дзержинский районный суд продолжит рассмотрение этого дела.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+