18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

У института всех искусств юбилей

Государственному институту искусствознания — 75 лет. По этому случаю было решено объединить празднование с проведением в Москве Генеральной ассамблеи Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA)

Государственный институт искусствознания (ГИИ) был создан в 1944 году «на мощной патриотической волне восстановления великих традиций отечественной истории и культуры» — так с уместным пафосом написано в юбилейной справке института. До 1962 года он подчинялся Академии наук, а затем был передан Министерству культуры. Институт расположен в усадебном доме, построенном в Козицком переулке по проекту Матвея Казакова. Несведущему может показаться, что там, «на Козицком», почтенные старцы в тишине не спеша двигают академическую науку об искусстве. Наталия Сиповская возражает: «Да, у наших сотрудников средний возраст близок к пенсионному, но это следствие демографической ямы. В 1990-х годах многие талантливые люди покинули академическую науку, и оставшимся пришлось нести груз всего поколения. Думаю, что ранний уход из жизни таких ученых-искусствоведов, как Владимир Сарабьянов, Андрей Толстой, Иван Тучков, с этим и связан. Но сейчас к нам приходит много интересных молодых людей, и мы стараемся их всячески поддерживать и даже, не скрою, переманивать. Ведь одна из наших задач — передавать традиции не только отечественной гуманитарной науки, но и преемственность научной школы института, приверженцем, поклонником и пропагандистом которой я являюсь».

Научная школа у института действительно мощная, ее главная черта — комплексный подход к изучению предмета, в связи с развитием не только искусства, но и других, смежных наук. Основы этой школы заложил первый директор ГИИ Игорь Грабарь, художник, блестящий ученый и выдающийся организатор. В институте занимаются изучением всех видов русского и зарубежного искусства: театра, музыки, архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а также культурологией, эстетикой, социологией и экономикой культуры. В нем работает четыре диссертационных совета, здесь выпускают пять научных журналов. Но в беседе с директором мы остановились на близких The Art Newspaper Russia темах.

Например, на вопросе о том, когда будет закончено издание фундаментальной «Истории русского искусства» в 22 томах, если учесть, что с 2008 года их было выпущено всего три. «У нас готово еще шесть томов, — отвечает Сиповская. — Но основная проблема — найти финансирование печати, а она дорогостоящая, несмотря на то что большая часть институций идет нам навстречу, например бесплатно предоставляют права на иллюстрации. Можно было бы сделать интернет-версию готовых томов, но тогда авторы бесконечно бы вносили в нее исправления. Надеюсь, через три года мы закончим этот проект».

Сиповская уверена, что, вопреки расхожим представлениям, наши знания о русском искусстве недостаточны. Во многом не осмыслен даже, казалось бы, хорошо исследованный XIX век, появляются новые методики. Если посмотреть свежим взглядом, например, на тех же передвижников, то можно увидеть, что они, по словам директора ГИИ, «создали новую социальную институцию, способную выставлять искусство вне зависимости от академических авторитетов». А можно проанализировать их творчество, учитывая ревизию христианства в последней трети XIX века. Пушкинская эпоха тоже требует новых подходов, связанных с романтизмом и развитием академической школы. Результативно идет работа и по изучению искусства 50–80-х годов XX века. «Пора понимать, что и „суровый стиль“, и нонконформизм существовали во взаимосвязи. От истории о „плохих“ и „хороших“, от примитивно социологического взгляда необходимо отходить», — полагает Сиповская.

Отвечая на вопрос, на что недостает финансирования, директор ГИИ вздыхает: «Какой руководитель может сказать, что ему хватает денег? Вот мы не выполняем майский указ президента о повышении зарплат бюджетникам. По нему наши ученые должны получать две средние зарплаты по региону, то есть 140 тыс. руб. Чтобы этого достичь при нынешнем финансировании, нам придется сократить коллектив в разы. На 60 ставках научных сотрудников у нас работает 90 докторов и 120 кандидатов наук, среди них ученые с мировым именем. Можно сокращать то, что не произрастает, а у нас в каждом секторе свои ноу-хау».

Сиповская очень дорожит и даже гордится международными связями института, они важны прежде всего возможностью  «укрепления статуса и расширения влияния отечественной гуманитарной науки в мировом академическом пространстве». У ГИИ налажены партнерские отношения с университетами и научными центрами разных стран. Он является единственным российским членом Международной ассоциации институтов истории искусства (RIHA). Так что было решено объединить празднование юбилея с проведением Генеральной ассамблеи ассоциации, которая в этом году проходит на Козицком, институт принимает руководителей 28 научных учреждений из разных стран.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+