18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Микеланджело Пистолетто: «Мои первые „зеркальные картины“ были черными, как и „Черный квадрат“»

№77
Материал из газеты

Московский музей современного искусства анонсировал на 2020 год выставку героя итальянского арте повера Микеланджело Пистолетто. Нам он рассказал об абсолютной свободе художника и о том, где ищет «третий рай»

Над чем вы сейчас работаете?

Сейчас я продолжаю большой проект «Третий рай», который не вчера начался и завершится, надеюсь, не завтра. Проект, ставящий своей целью вернуть утраченное равновесие между миром природы и миром искусственным, созданным человеком. Моя задача — объединить их в новое гармоничное целое. Прогресс, которого достигло человечество, наносит огромный ущерб природе, а значит, нам самим. Искусственный мир, созданный нами, прекрасен, но теперь мы должны вновь найти баланс с миром природы. Символом этого проекта я сделал математический знак бесконечности, дополнив две его части третьей, символизирующей новое равновесие, без которого человечество не выживет. Я назвал ее «Третьим раем». Проект, начатый в 2004 году, функционирует через «посольства» в разных странах. Лично я лишь координирую этот процесс, приглашая новых участников в ходе моих лекций, семинаров и через выставки моих работ, каждая из которых призвана показать тот долгий путь, что привел меня к этому проекту.

Это не единственный ваш междисциплинарный проект. В 1998 году открылся Cittadellarte («Город искусств») с летним Университетом идей, где студенты получают альтернативное образование. Когда вы пришли к пониманию, что искусство должно стать социально ответственным?

Для меня важны все периоды моего творчества, вряд ли я смогу выделить в нем более или менее судьбоносные. Были, конечно, моменты менее напряженной работы. Например, 1980-е, которые я называю свинцовым, темным десятилетием: было ощущение кризиса идей и отсутствия будущего. В конце 1970-х я задумал серию из 12 выставок для туринской галереи Christian Stein, каждая из которых посвящалась одному году. Для 1989-го я подготовил большие белые поверхности в разных материалах, решив, что он будет «белым». Но случилось великое событие — пала Берлинская стена, и мир начал стремительно меняться. Именно тогда я понял, что искусство не может оставаться автономным, оно должно стать одним из инструментов воздействия на общество, а художник — стать ответственным перед ним. Результатом моей работы в этом направлении и явился Cittadellarte на территории бывшей текстильной фабрики близ города Биелла, куда приезжают молодые люди и создают в процессе обучения проекты, главное требование к которым: они должны быть социально ответственными.

Карьеру художника вы начали в середине 1950-х, когда на художественной сцене безраздельно царил абстрактный экспрессионизм. Из итальянских художников того времени, повлиявших на вас, вы называете Альберто Бурри, Лучо Фонтану и Джузеппе Капогросси, нефигуративистов. Однако сами сохранили верность фигуративизму. Почему?


Это был сознательный выбор. Начну издалека. На протяжении всей истории человечества существовал конфликт между двумя цивилизациями, одна из которых признает изображение, другая запрещает его. Но сегодня мы видим, что даже там, где существует запрет на изображение человека, тем не менее пользуются интернетом, смартфонами, снимают фильмы, то есть используют визуальные образы. Когда в середине 1950-х я искал свою идентичность как художника, я отталкивался именно от фигуративной традиции, потому что это и есть идентичность итальянского искусства, идущая от Древнего Рима через Византию и до Возрождения. 

Но начинали вы с живописи, с автопортретов.

Да, начинал я с автопортрета, самого личного жанра. Мне не хотелось изображать себя в виде абстрактного знака. А чтобы оставаться в границах объективности, я работал глядя в зеркало. И пришел к тому, что объективно только то, что отражается в зеркале, а не то, что изображено на холсте. Затем в 1960-м году я начал делать черно-золотые фоны-зеркала без изображения, что немного напоминало византийскую икону, но в них отражался я. И тогда я понял, что нашел то, что искал. Уже в 1962 году высветлил отражение и стал использовать фотографию, единственную технику, объективно фиксирующую момент, настоящее, и прошлое, то есть память.

А как же тогда Бурри и Фонтана? В чем ценность их искусства для вас как художника?

Я бы добавил к ним еще Джексона Поллока, Франца Клайна и других абстрактных экспрессионистов. Всех их я ценю за то, что через абстракцию они пришли к абсолютной личной свободе художника, создав, я бы сказал, свои персональные знаки. До них художник никогда не был свободен до конца, завися от власти, церкви, заказчика и рынка.

Тогда объясните, почему среди важных для вас художников присутствует Фрэнсис Бэкон, фигуративист, но экспрессионист, далекий от того, что делаете вы.

Ему удалось освободить изображение человека от сковывающих его рамок, но он оставил психологическую драму, которая всегда притягивает зрителя. Мне не близок его принцип искажения изображения. Я, наоборот, стараюсь вывести человека из драмы. Мой, скажем так, персональный знак, скорее, близок к тому, что делали абстрактные экспрессионисты, — к абсолютной свободе. Но, в отличие от них, я к этому пришел не через абстракцию, а через объективную реальность, отражающуюся в зеркале. 

Вы какое-то время выставлялись с поп-артистами. Расскажите немного об этом вашем опыте. 

Это было до арте повера («бедное искусство», движение, возникшее в  середине 1960-х годов и объединившее художников, которые использовали в своих работах «бедные» материалы: землю, железо, пластик, солому, промышленные отходы. — TANR). Я входил в узкий круг нью-йоркских поп-артистов: Уорхол, Раушенберг, Лихтенштейн и другие, где я был единственный неамериканец. Все вместе мы работали с галереей Лео Кастелли и выставлялись на групповых выставках поп-артистов в 1964 году в Европе. Но наши пути быстро разошлись, поскольку я хотел абсолютной свободы в том, что делаю, а они стали выразителями консюмеристского либерализма, воспроизводя его символы. Разница между нами была в том, что мои работы основывались не на консюмеризме, а на универсальности художественного продукта. Решение я принял в Париже, когда Кастелли поставил мне ультиматум: «Микеланджело, либо ты станешь американцем, либо они, — он имел в виду поп-артистов, — исключат тебя из своей семьи». Я ответил отказом, сказав, что не хочу работать под каким-то брендом, предпочитаю свободу. 

И тогда же, в 1965–1966 годах, появились мои «Объекты минус». Хотя я и использовал для их создания повседневные предметы потребления, они были сведены к схеме, от них осталась лишь пустая оболочка. Это был приговор консюмеризму. Если хотите, они предвосхитили движение арте повера, официальное рождение которого его идеолог Джермано Челант объявил в 1967 году. 

Сформулируйте тогда, чем арте повера отличается от поп-арта и минимализма, совпавших с ним по времени. 


В движении арте повера, несомненно, присутствовал политический подтекст, в отличие от того же минимализма. И оно не было однородно. У одних, как у Джулио Паолини или Алигьеро Боэтти, превалировал концептуальный анализ, а Джильберто Дзорио, например, работал с чистой материей. Мои же «зеркальные картины» — о времени, памяти, столкновении полярностей «статика — динамика», «вечное — преходящее», «прошлое — настоящее». Арте повера не фокусировалось лишь на материале, как это делали минималисты. Оно стремилось к анализу реальности в разных ее категориях: культурной, исторической, интеллектуальной.

Десять лет назад вы пессимистично оценивали художественную ситуацию 1990-х — начала 2000‑х, не видя там ничего, что заслуживало бы внимания. Оцените сегодняшнюю ситуацию.

Арте повера стало последним большим направлением в искусстве ХХ века, потому что дошло до самых его основ, убрав все надстройки и манипуляции с ним, чтобы прийти к «бедности» — не в смысле денег, а снятия всего бесполезного, наносного. В результате эта элементарность привела нас к корням всего, к связи между культурой и природой. Поиски автономии, самодостаточности искусства закончились, вся наша реальность стала частью художественной проблематики, и поэтому нет повода для возникновения, создания новых направлений. Есть принципиально новая реальность, где в самом центре находится индивидуальная свобода. Больше нет художественных объединений с какой-либо главенствующей идеологией. Даже здесь, на этой ярмарке (Cosmoscow. — TANR), например, видно множество индивидуальных стратегий, отличных одна от другой. 

Кто из русских художников вам близок, если таковые есть?

Самый близкий — Казимир Малевич, поскольку его интересовала Вселенная, он создавал иконы этой Вселенной. Мои работы тоже в чем-то претендуют на то, чтобы быть иконами. Он искал сущность абстракции — я работаю с сущностью образа. Мои первые «зеркальные картины» были черными, как и его «Черный квадрат».

В следующем году в Московском музее современного искусства пройдет ваша персональная выставка. Что там будет показано? Будут ли там ваши ранние работы, например автопортреты?

Пока могу точно сказать, что это будут произведения из Музея арте повера, который я создал в Cittadellarte, собрав там работы моих друзей — художников Марио Мерца, Джузеппе Пеноне, Джильберто Дзорио, Джованни Ансельмо, Лучано Фабро, которые я покупал в 1970-е. И мои работы: ранние, до «зеркальных картин», сами «зеркальные картины», работы из серии «Объекты минус», скульптуры из полиуретана и другие. Будут ли вещи из других музеев и собраний? Все зависит от договоренностей и бюджета выставки, конечно. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+