18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В составе красок Максимилиана Волошина обнаружили крымские минералы

№78
Материал из газеты

В Иконотеке А.Н.Овчинникова, филиале Центра Грабаря, открывается выставка акварелей Максимилиана Волошина, которые, как выяснили реставраторы, оказались связаны с землей Крыма буквально

Акварелями художника, поэта и философа, одного из самых известных представителей русского Серебряного века реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) занимались более двух лет. Некоторые из этих 22 листов хранились в запасниках музея-заповедника «Киммерия М.А.Волошина» и никогда не показывались на публике; в основном это листы 1920-х годов с видами Крыма.

«Мы не первый раз встречаемся с акварелями Волошина. И мы, и наши коллеги в других музеях знаем, что пигменты, которыми он пользовался в своих работах, ведут себя причудливо, — рассказывает Ольга Темерина, реставратор графики высшей категории и заместитель директора ВХНРЦ по научной и выставочной работе. — Даже при самой деликатной обработке они могут поменять цвет, они нестойки к любому воздействию. Именно поэтому, прежде чем приступить к работе, мы провели ряд исследований». При изучении под микроскопом ученые увидели частицы минералов, причем их вид совершенно не совпадал с тем, как выглядит промышленная акварель. 

Воспоминания и письма подтвердили догадки: многие пигменты Волошин делал сам из минералов, которые собирал во время прогулок по коктебельским горам. Причины были приземленными: в 1920-х в Крыму было не достать тех дорогих французских красок, которыми художник пользовался раньше. Однако Волошин воспринимал это, скорее, как творческий вызов. В автобиографической книге «О самом себе» он писал: «Вообще, в художественной самодисциплине полезно всякое самоограничение: недостаток краски, плохое качество бумаги, какой-либо дефект материала, который заставляет живописца искать новых обходных путей и сохранить в живописи лишь то, без чего нельзя обойтись». 

Рентгенофлуоресцентный анализ позволил определить химический состав пигментов. Это разнообразные охры и земли, которыми художники пользуются испокон веков. Хочется видеть во всем этом и символический смысл: земля древней Киммерии не только вошла в стихи и стала главным сюжетом акварелей Волошина — она физически присутствует в его красках.

Прежде чем вернуть акварели в Крым, эти листы — с удаленными желтыми «лисьими пятнами», обработанные закрепляющим составом и подклеенные — показывают на выставке в Иконотеке А.Н.Овчинникова (до 20 декабря).  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+