18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сенсационную выставку «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914» представляет Еврейский музей

№77
Материал из газеты

Главная идея кураторов выставки — рассказать о Союзе молодежи как о революционном явлении русского искусства и оценить его влияние на последующие течения авангарда

В Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914», рассказывающая о первом в России официально зарегистрированном объединении художников-новаторов, среди участников которого были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов и многие другие представители русского авангарда, не столь известные публике. Летом этого года грандиозная экспозиция Союза молодежи в Государственном Русском музее стала настоящей сенсацией, а теперь она приезжает в Москву, хотя и в сокращенном виде. Общество художников «Союз молодежи» (в ранних записях именовалось также «Товарищество художников») возникло в Петербурге в конце 1909 года по инициативе художника Михаила Матюшина и мецената, знатока театра Левкия Жевержеева. Секретарем общества был Иосиф Школьник, первым председателем стал Эдуард Спандиков, а в январе 1913 года его сменил Жевержеев; деятельными его участниками были Ростислав Воинов, Владимир Марков (В.И.Матвей) и Савелий Шлейфер. Кстати, слово «молодежь» в названии не случайно: это действительно было объединение 20-летних.

Зимой 1909–1910 годов новое объединение решает вопросы об аренде мастерской, организации фонда и выставки, формировании устава. Официальная регистрация Союза молодежи состоялась 16 февраля 1910 года после утверждения устава общества со следующими целями: «ознакомление… с современными течениями в искусстве, развитие… эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью». Регулярную выставочную деятельность Союз молодежи вел до 1914 года, но в разных составах и с перерывами просуществовал до 1919 года. Неизменным оставался основной принцип союза — открытость новым воззрениям, людям и течениям. В результате символизм, неопримитивизм, кубизм и футуризм мирно сосуществовали на его выставках.

В деятельности Союза молодежи приняли участие свыше 80 художников, среди них Натан Альтман, Юрий Анненков, Варвара Бубнова, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Надежда Лермонтова, Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Петр Митурич, Иван Пуни, Владимир Татлин, Николай Тырса, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Павел Филонов, Марк Шагал, Александра Экстер.

Пожалуй, самый важный вклад союза в развитие авангардного искусства в России (разумеется, кроме того, что основатели общества были первопроходцами) в том, что его деятельность способствовала консолидации художественных сил двух столиц. Кроме выставок общество занималось издательской деятельностью и театральными постановками. Но главное, что на выставочной площадке в Петербурге, предоставленной Союзом молодежи, были показаны молодые авангардисты во всем многообразии творческого поиска. Были и совместные акции москвичей и петербуржцев. Так, весной 1912 года в Москве состоялась сборная выставка участников Союза молодежи и объединения Михаила Ларионова «Ослиный хвост», а в начале 1913‑го появилось московское отделение союза, которое возглавил Казимир Малевич.

Казначей Левкий Жевержеев

Едва ли не за каждым громким проектом в истории художественных объединений в России рубежа XIX–ХХ веков стоит поддержка частного капитала. Издание журнала «Мир искусства» стало возможным благодаря финансовой помощи Саввы Мамонтова и княгини Марии Тенишевой; идейным вдохновителем и меценатом группы «Голубая роза» и символистского журнала «Золотое руно» был представитель финансово-промышленной династии Николай Рябушинский. Активная выставочная и издательская деятельность, проведение диспутов и даже театральные постановки Союза молодежи также были бы невозможны без участия Левкия Жевержеева. 

Он не только обеспечил материальную сторону дела (мастерская, материалы и прочее), но и принял активное участие в формировании идеологии союза, став его учредителем, казначеем и на определенном этапе председателем.
Сын богатого купца, поставщика церковных тканей и облачения, коллекционер и антиквар, а также большой любитель театра — так можно описать род занятий и круг интересов Жевержеева. Благодаря ему Союзу молодежи удалось устроить семь выставок: пять в Петербурге и две выездные — в Риге (1910) и в Москве (1912). Членам общества выдавались так называемые субсидии (никогда не возвращавшие­ся) и безвозвратные ссуды, иногородним экспонентам оплачивалась доставка произведений в Петербург, приглашенные участники диспутов и театральных постановок были на полном обеспечении общества, финансировавшего проезд, проживание, материалы и диапозитивы. Обязательным был гонорар лекторам, авторам сборников и спектаклей. Кроме того, Жевержеев предоставил в распоряжение общества Троицкий театр миниатюр, незадолго до того выстроенный им на участке, примыкавшем к его дому. Здесь проводились знаменитые диспуты, а также 

было реализовано несколько театральных постановок. Важно, что Жевержеев не только спонсор общества — оказались востребованными и его организаторские способности, и амбиции театрального импресарио. Жевержеев вовлек художников Союза молодежи в создание театральных постановок. Первым таким новаторским проектом было «Хоромное действие» (художественное оформление Александра Гауша, Михаила Ле-Дантю, Евгения Сагайдачного, Эдуарда Спандикова, Иосифа Школьника). 

Впрочем, именно спектакли, после которых начались разногласия Жевержеева с их участниками, стали последним проектом Союза молодежи, распавшегося в начале 1914 года.

«Победа над Солнцем»

Знаменитое явление художественного и театрального авангарда — футуристическая опера-буфф «Победа над Солнцем» (1913) тоже вышла из недр Союза молодежи. Автор постановки — в соавторстве с Алексеем Крученых — Михаил Матюшин написал также музыку (он был не только живописцем, но и профессиональным дирижером и скрипачом), а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. В декорациях зрители впервые увидели его «Черный квадрат». В декабре 1913 года на сцена арендованного Союзом молодежи театра «Луна-парк» в сценографии членов общества — Малевича, Школьника и Филонова — были осуществлены новаторские постановки Первого в мире театра футуристов: «Владимир Маяковский» (при участии автора, исполнившего главную роль, и в оформлении Ольги Розановой, Павла Филонова, Иосифа Школьника) и «Победа над Солнцем».

Пропаганда нового искусства 

В сотрудничестве с поэтами-футуристами Союз молодежи провел в Троицком театре в 1912–1913 годах серию из шести диспутов. Стоит ли говорить, что диспуты с участием братьев Бурлюков, Малевича и Маяковского проходили в заполненном до отказа зале, почти всегда заканчивались скандалом и получили бурный отклик аудитории и прессы. На выступлениях зачитывали выдержки из манифеста Союза молодежи, написанного Ольгой Розановой: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово „устой“, ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени». 

В апреле 1912-го Союз молодежи начал выпускать первое в России периодическое издание, посвященное современному искусству, — одноименный сборник «Союз молодежи». Общий тираж вышедших в 1912–1913 годах трех номеров составил 1,5 тыс. экземпляров. В них были напечатаны основополагающие статьи Маркова (В.И.Матвея) «Принципы нового искусства», Розановой «Основы нового творчества и причины его непонимания», а также тексты из современных европейских каталогов, переведенные на русский язык силами Союза молодежи.

Фонд 121

Русский музей располагает наиболее представительным собранием произведений художников — членов и экспонентов Союза молодежи. Документы общества, находившиеся у Спандикова и Жевержеева, сохранялись ими, вопреки изменившейся художественно-политической ситуации, на протяжении всех 1920-х годов, а затем были переданы в Русский музей и ныне находятся в отделе рукописей, образовав фонд Союза молодежи — Ф. 121. 

Еврейский музей и центр толерантности
Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914
24 октября 2019 – 19 января 2020

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+