18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самую большую за последние десятилетия ретроспективу Уильяма Блейка устроили в Тейт

№77
Материал из газеты

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся и те, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника

Большие выставки готовятся подолгу, как и нынешняя, самая крупная за последние десятилетия ретроспектива Уильяма Блейка (1757–1827), которая в результате получилась провидческой. Спустя почти 200 лет после смерти Блейка, в эпоху национального кризиса, его идеи визионера, предвосхитившего сюрреализм и экспрессионизм, вновь обрели актуальность. Сегодня один из любимых персонажей Блейка Альбион, мифический великан, от имени которого происходит древнее название Британии, возвращает зрителя к злободневному вопросу: что значит быть британцем? И открывает экспозицию картина Блейка «Альбион восстал» (1793), отсылающая к «Витрувианскому человеку» Леонардо да Винчи, где художник изобразил Альбиона как непобедимого героя, борца за свободу.

Прожив почти всю жизнь в лондонских Сохо, где он родился, и Ламбете в конце 1790-х годов, Блейк не понаслышке знал о вспыхивавших то тут, то там бунтах и захвативших под влиянием Французской революции 1789 года многие умы идеях политического радикализма. Он работал гравером у издателя Джозефа Джонсона, в доме которого собирались выдающиеся мыслители того времени, в том числе философ и публицист Томас Пейн и феминистка Мэри Уолстонкрафт, автор эссе «В защиту прав женщин». Эта интеллектуальная атмосфера в немалой степени повлияла на визионерские сюжеты и образы Блейка, вдохновившие потом не одно поколение художников и писателей.

В Тейт Бритен собрали более 300 картин, акварелей и гравюр Блейка, включая редко выставляющиеся, которые знакомят с невоплощенными замыслами художника, такими как, например, сильно поврежденная темпера «Дух Нельсона, направляющий Левиафана» (около 1805–1809), где художник символически изобразил адмирала Горацио Нельсона и ветхозаветное морское чудовище как символ войны. Он надеялся воспроизвести картину в монументальном формате фрески, но, увы, странные, фантастические видения Блейка, которого современники считали человеком не от мира сего, при его жизни не встретили понимания. Зато теперь на выставке «Дух Нельсона» спроецирован в увеличенном масштабе на стену одного из залов.

Здесь же реконструкция единственной прижизненной выставки Блейка, устроенной им в 1809 году в галантерейной лавке брата. Критика тогда встретила ее враждебно, и автору не удалось продать ни одной работы. Сегодня трудно в это поверить, особенно если вспомнить, что в 2002 году, согласно опросу BBC, Уильям Блейк занял почетное 38-е место среди 100 величайших британцев всех времен.  

Тейт Бритен
Уильям Блейк
До 2 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+