18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Роскошь из французских музеев собрали в Лувре — Абу-Даби

№78
Материал из газеты

Беспрецедентный проект, открывающийся 29 октября, предлагает новый способ понимания роскоши и прослеживает ее исторические истоки

«Десять тысяч лет роскоши» — беспрецедентный проект, задуманный и осуществленный Лувром — Абу-Даби совместно с французскими музеями, и прежде всего парижским Музеем декоративных искусств. Его директор Оливье Габе выступил куратором этой выставки, уже в своем замысле заслуживающей эпитета эпохальной. 

Она объединяет 350 экспонатов из 30 стран, включая ювелирные украшения, мебель, дизайн, моду, произведения искусства. «Роскошь сегодня окружает нас везде: в предметах, образах, языке. Эта выставка собрана из раритетов, хранящихся во французских национальных музеях, но также и из недавних археологических находок в Абу-Даби. Мы предлагаем новый способ понимания того, что такое роскошь, и прослеживаем ее исторические истоки», — говорит Габе.

В наши дни мировые музеи часто обращаются к теме роскоши, охотно показывая звезд моды и дизайна. Достаточно сказать, что в парижском Фонде Louis Vuitton сейчас идет выставка дизайнера-новатора, модернистки Шарлотты Перриан, а год назад нью-йоркский Метрополитен-музей рискнул посвятить большую выставку католическому вкусу, сравнив церковные облачения с экстравагантными созданиями современного кутюра. Такие шоу неизменно собирают толпы, становясь чемпионами по посещаемости. Сфера, которая в русском языке скучно описывается выражением «декоративно-прикладное искусство», имеет немало адептов, и тут есть примеры блестящих выставок — как идущая сейчас в Музее Леопольда в Вене выставка о рождении стиля модерн «Вена-1900» или яркие инсталляции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Что касается древности, то артефакты исчезнувших цивилизаций чаще попадают в раздел археологии и под углом «роскоши» их рассматривают редко. 

Так что сама идея объединить эти столь разные культурные сферы, найти общее между богатыми орнаментами мамлюкского ковра XV века из Египта и доведенными до последней степени минимализма песочными часами нашего современника австралийца Марка Ньюсона, выстроить единое повествование, рассказывающее, как за века изменялось само понятие роскоши, кажется необычайно смелой. 

Впрочем, Лувр — Абу-Даби, открывшийся два года назад, сам по себе является плодом амбициозного эксперимента, возможно самого грандиозного в новейшей музейной истории. Напомним, что он появился на искусственном острове Саадият в результате соглашения Абу-Даби с французским правительством, по которому новому музею на 30 лет передается в пользование имя Лувра, а также экспонаты из его коллекции. Фантастическое здание, больше похожее на город с каналами, было построено по проекту знаменитого французского архитектора Жана Нувеля, и ноу-хау музея состоит как раз в том, чтобы сблизить европейские ценности и культуру Востока. 

Манюэль Рабате, директор Лувра — Абу-Даби, говорит: «На этой выставке мы исследуем, как человечество было связано с роскошью, рассматривая тему будто в длиннофокусном объективе с античных сокровищ до высокой моды наших дней. Такой подход составляет суть универсального нарратива Лувра — Абу-Даби, являясь частью нашей ДНК».

В 12 залах не просто показаны раритеты, но и сформулированы разные концепции роскоши. В древних цивилизациях Месопотамии и Ближнего Востока ценность предметов определялась прежде всего ценностью и редкостью материалов, из которых они были изготовлены, а также их символической важностью с точки зрения верований и обрядов. В Средние века предметы роскоши начали путешествовать из страны в страну, получив широкое распространение благодаря новым торговым путям и развитию технологий. 

Естественно, что на такой выставке особое место уделено Парижу, ставшему мировой столицей роскоши начиная с XVII века, когда создается блистательный Версаль и на пышные причуды королевского двора начинают заглядываться все соседи. В XVIII столетии важную роль в расцвете рынка роскоши сыграли marchand-mercier, торговцы галантерейными товарами и предметами искусства. На выставке воссоздана лавка такого маршана со всем ее ассортиментом, прообраз не только современных модных брендов и их завлекательных бутиков, но и нынешних художественных галерей.

В следующих залах зрителей ждут новые повороты темы. Промышленная революция привела к попыткам сделать роскошное массовым, что можно видеть в прекрасных образцах стилей ар-нуво и ар-деко. Однако уже в ХХ веке понимание роскоши кардинально меняется: дизайнеры стремятся к простоте и минимализму, возводят в культ натуральные материалы, подчеркивающие близость к природе, и ищут новые ресурсы — как образов, так и их интерпретаций. Выставка представляет феномен модных именных домов во всем их великолепии — тут и ставшие иконами стиля винтажные наряды от таких грандов, как Коко Шанель, Эльза Скьяпарелли, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Аззедин Алайя, так и современные шедевры знаменитых брендов, в числе которых Cartier, Hermès, Louis Vuitton, Van Cleef & Arpels. 

В финале выставка ставит вопрос: «Что такое роскошь сегодня?» Ответ кажется парадоксальным, но только на первый взгляд: «Это то, что нельзя купить за деньги». Понимание роскоши на наших глазах все больше смещается от производства искусно сделанных вещей, товарно-денежных отношений к новой философии жизни. В эпоху консюмеризма и перепроизводства роскошью становится свободное время, свобода передвижения, свобода выбора. На первый план выдвигаются художники, которые исповедуют принципы «устойчивого развития», то есть стремятся к экологичности и даже этичности своих изделий. Эпоха соцсетей и броуновской циркуляции имиджей порождает новых героев — звезд Instagram и уличной моды, и без демократичности теперь не может быть и элитарности. 

Культурная программа выставки посвящена феномену «дивы» — женщинам, ставшим объектом всеобщего поклонения. И это отнюдь не только оперные примадонны прошлого и современные топ-модели. Серия концертов и перформансов отдает дань великим героиням арабского мира — популярнейшим певицам, египтянке Умм Кульсум (1904–1975) и ливанке Файруз (р. 1935), чей псевдоним значит «бирюза». Файруз часто зовут «матерью ливанского народа». Так что и здесь музей следует своей объединяющей миссии. 

Наконец, посетителей выставки ожидает еще один сюрприз — это USO, то есть «неопознанный ароматный объект». Эфемерная инсталляция в виде облака духов создана парфюмером Cartier Матильдой Лоран с использованием новейших технологий управления климатом. Это первая подобная инсталляция в арабском регионе. Чтобы окунуться в облако, нужно подняться в стеклянную капсулу под гигантским куполом музея — и оценить остроумный отсыл к древним временам, когда благовония были драгоценностями. 

Лувр — Абу-Даби
Десять тысяч лет роскоши
29 октября - 18 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+