«Восточный джаз»/East West Jazz
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Пушкинский музей представил две яркие частные коллекции в формате единой выставки. Абстрактные живописные полотна (среди них произведения Виктора Вазарели, Джима Дайна, Франсуа Морелле, Николя де Сталя, Ханса Хартунга) из швейцарской коллекции Жан-Клода Гандюра здесь получили аккомпанемент в виде красочных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина. Все это дополнено работами Анри Матисса, Василия Кандинского и других классиков из фондов ГМИИ. И выходит так, что бухарские и хорезмские ткани — вполне себе равноценный соперник этого красочного авангарда, и даже можно вообразить, что именно ими вдохновлялись авангардисты.
До 15 ноября
«Реконструкция как искусство»
Всероссийский музей декоративного искусства
Другой взгляд на историю моды, сугубо практический, представляет Всероссийский музей декоративного искусства. В особняке на Делегатской открыта выставка костюмов, обуви и аксессуаров Османской империи XVI–XVII веков. Точнее, их реплик (в костюмах выступали участники фестиваля «Времена и эпохи»), и это интересная возможность посмотреть на практическое применение знаний об истории моды.
До 17 ноября
«Ткани Москвы»
Музей Москвы
Этой выставкой, формально посвященной эволюции текстильной промышленности в столице начиная с дореволюционных времен, кураторам через ткани удалось рассказать огромную историю о том, как эволюционировали наш вкус, наши потребности и наша экономика. И образцы рисунков, созданные великими художниками типа Любови Поповой и Варвары Степановой, оказываются здесь отнюдь не главным и не самым любопытным экспонатом.
До 15 декабря
«От Толстого до Толстого. Писатель: мода и стиль»
Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля
Музей в своем новом здании на Зубовском бульваре (прямо напротив Музея Москвы) решил показать историю русской литературы с необычного ракурса. Как одевались писатели — от Льва Толстого до «красного графа» Алексея Толстого? Когда пенсне стало фирменным знаком Антона Чехова? Подлинные предметы одежды и модные аксессуары на эту выставку предоставили писательские мемориальные квартиры и усадьбы со всей России. Перед нами предстает, конечно, не образ джентльмена-модника XIX века (на те гонорары не особо принарядишься), но хотя бы образ хорошо одетого мужчины. Впрочем, надо уточнить, чем представлен Достоевский...
До 15 декабря
«Час потехи»
Государственный исторический музей
Исторический музей открывает большую выставку, рассказывающую о праздниках, потехах и массовых гуляниях в царской и императорской России. Масленицы, пиры и маскарады предстанут перед зрителями с помощью
экспонатов самых различных жанров. Нас же отдельно интересуют раздел с праздничными народными костюмами и головными уборами разных регионов России, а также коллекция городского костюма XVIII — начала XX века: шубки, манто, бархатные кафтаны, кружевные зонтики, шляпы с цветами, расшитые платки.
До 16 марта 2020 года
«Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938–2006»
Всероссийский музей декоративного искусства
Еще одна тематическая выставка в Музее декоративного искусства — монографическая экспозиция советского художника Ростана Тавасиева, чей расцвет пришелся на 1970–1990-е годы. (Не путайте его с сыном и полным тезкой, известным современным художником, выставлявшимся в галерее «Айдан», Московском музее современного искусства и так далее.) В витринах будет представлено 30 произведений в технике холодного батика — тут и расписные платки-каре, и декоративные панно на исторические и даже спортивные сюжеты. Выставка осуществлена с помощью президентского гранта — он пошел на воплощение очень интересной идеи. Дело в том, что от Тавасиева остались кальки с прекрасными узорами, которые так и не были в свое время напечатаны. Хрупкие сокровища советского дизайна удалось сберечь и спустя десятилетия все-таки воплотить в ткани: российская марка Radical Chic сумела таким образом закончить еще 40 платков Тавасиева, тоже включенных в проект.
7–30 ноября
«Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков»
Фонд IN ARTIBUS
Пока в самом Государственном Эрмитаже впервые показывают коллекцию шпалер — безворсовых стенных ковров с изображениями на библейские, аллегорические и исторические сюжеты, вытканных в XIX–XX веках, на выставку в Москву из петербургского музея привезут экспонаты, относящиеся к периоду расцвета этого искусства во Франции, Фландрии и Италии — XVI–XVII столетиям. Их соединят со шпалерами и керамикой из коллекции основателя фонда IN ARTIBUS, издателя The Art Newspaper Инны Баженовой. В числе произведений ткацкого искусства, которые можно увидеть на выставке, — шпалеры «Аллегорическая сцена рыбной ловли» (Фландрия, 1550 — 1560-е) и «Возвращение с охоты» (Фландрия или Франция, вторая половина XVI века). Выставку будет сопровождать трехдневный лекционный цикл с участием хранителя коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа Татьяны Лехович.
22 ноября 2019 года — 29 февраля 2020 года