18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Андрей Кончаловский: «Создание прекрасного из ничтожного — вот чем занимается художник»

Режиссер Андрей Кончаловский незадолго до выхода в российский прокат фильма «Грех» о Микеланджело рассказал нам о детстве в семье художника, финансовом состоянии гения эпохи Возрождения и своих следующих проектах

В последний день 14-го Римского кинофестиваля состоялась премьера фильма Андрея Кончаловского «Грех» о нескольких годах жизни великого Микеланджело. В фильме он показан как раз не великим, а почти безумцем с бешеным темпераментом. Он живет по законам своего жестокого века, вынужденный лавировать между двумя враждующими кланами делла Ровере и Медичи, получая от обоих деньги, но не выполняя заказы, потому что берет на себя неподъемные обязательства. В фильме его несколько раз называют divino — божественный, но гениальность Микеланджело раскрывается только в финале, когда камера с восхищением, медленно и подробно, рассматривает великие скульптуры. И зрители следят за тем, как персонажи, которых они видели на экране, превращаются в божественные образы Спасителя, Девы Марии, Моисея и Давида. После премьеры Андрей Кончаловский ответил на несколько вопросов нашей газеты.

Вы внук художника, росли среди картин. Понимание искусства пришло к вам в детстве или позже?

Знаете, искусство никогда меня не покидало. Я учился много лет музыке, родители хотели, чтобы я стал музыкантом. Мне очень повезло: тот культурный бульон, которым меня тогда кормили, до сих пор питает. Что касается искусства как средства выражения, то это другое. Чем отличается культурный человек от некультурного? Тем, что он может наслаждаться вещами, которыми другой наслаждаться не может. Это как знание языка: кто знает арабский — может читать Коран, кто знает фарси, тот может в подлиннике читать Фирдоуси. То есть люди получают другие возможности. Культура обогащает жизнь, и больше ничего.

Но любовь к старому искусству часто приходит с годами…

Нет-нет, восприятие искусства приходит с воспитанием. Я жил в культурной среде бубнововалетовцев, я понимаю, чем Сезанн отличается от Делакруа, и это отдельное удовольствие. Вот если человек никогда не ел гречневой каши, то он думает: что это за грязь? Человек, не пробовавший икры, вряд ли будет скучать по ней. Так и с искусством.

Когда я смотрела ваш фильм, то мне все время приходили на ум строки Пушкина…

Вот видите, ваши культурные ассоциации связаны с вашим культурным уровнем.

Так вот, «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон», то «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» — такой в «Грехе» Микеланджело. Эти пушкинские максимы у вас в подсознании застряли или вы осознанно именно так выстраивали образ?

Ну откуда же я могу это знать? Если бы я разбирался в своем подсознании, оно перестало бы быть подсознанием. Один мудрейший человек — я не буду его называть — сказал мне, посмотрев фильм: «Это у тебя, как у пророка Иеремии: если ты из ничто можешь сотворить прекрасное, ты будешь как уста мои». Создание прекрасного из ничтожного — вот чем занимается художник.

Но вы, как мне кажется, очень заземлили Микеланджело, а ведь он был интеллектуалом, знал поэзию, писал умные стихи. Это специальное огрубление или вы именно так видите титана Возрождения?

Если так вижу, значит, специально. И вам только кажется, что он заземлен. Он же бесконечно цитирует Данте, ищет его дух.

Но он же в рубище у вас полкартины ходит.

Да он в рубище и ходил! Если уж на то пошло, то он никогда не мылся, спал в сандалиях в одной постели с учениками. Но дело не в этом. Тогда жизнь была гораздо грубее, чем показано у нас. И жизнь Микеланджело в частности. Но он же был человеком, а у каждого человека есть земная сторона. Были, конечно, совсем неземные люди вроде Блаженного Августина, но они и считались святыми, были не от мира сего. А Микеланджело был вполне от сего мира. Мало того, есть книжка «Богатство Микеланджело». Это очень интересно. Американский ученый (Рэб Хэтфилд. — TANR) потратил годы на то, чтобы собрать сведения обо всех денежных аферах Микеланджело: сколько заплатили, сколько потратил.

Эти финансовые махинации и скупость гения отражены в фильме, что неожиданно.

Так вот, когда Микеланджело умер (а жил он очень скромно), у него под кроватью нашли 80 тыс. флоринов — это 280 кг золота. Леонардо да Винчи за всю жизнь заработал 9 тыс. флоринов. Микеланджело был мультимиллиардер, что очень интересно! Во-первых, это очень земное, во-вторых, это ни в коем случае не противоречит его гению. Мне нравятся такие черты, человеческие слабости, и я его люблю за них. Он обкрадывал богатейших мира сего — и правильно делал, у них слишком много денег!

Одна из главных сюжетных линий «Греха» — про мраморную глыбу, которую каррарские каменотесы под напряженным вниманием зрителей — сорвется, не сорвется — спускают с горы. Понятно, что это еще и метафора. А у вас есть такая мраморная глыба, замысел, который ждет своего воплощения?

Да не одна! У меня на очереди четыре-пять проектов, которые живут годами. Рахманинов живет со мной уже 35 лет. Я все дописываю и переписываю сценарий. Если я не сниму фильма о Рахманинове, никто не снимет. Потому что никто не знает того, что знаю я. О Рахманинове мне рассказывали люди…

…которые его знали?

Которые стригли его перед смертью! Федор Федорович Шаляпин, сын Федора Ивановича, стриг Рахманинова перед смертью, и Сергей Владимирович ему сказал: «Ну, Федя, ты стрижешь меня последний раз в моей жизни». У меня, как у него, Микеланджело, проектов больше, чем я могу сделать.

Фильм «Грех» выходит в российский прокат 14 ноября.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+