18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ударная сила автопортретов Люсьена Фрейда

№78
Материал из газеты

О чем может рассказать обычный синяк под глазом, показывают на выставке «Автопортреты» в Королевской академии художеств в Лондоне

Мы никогда не узнаем о силе удара, когда Люсьену Фрейду подбили глаз, зато благодаря «Автопортрету с синяком под глазом» (1978) нам точно известны цвет и размер образовавшейся в результате гематомы. Художник написал эту небольшую картину после стычки с таксистом, которая произошла в конце 1970-х. «Забавно, что его первой реакцией стало желание пойти в мастерскую и запечатлеть синяк на холсте, — говорит Андреа Тарсиа, одна из кураторов открывшейся в Королевской академии художеств выставки «Люсьен Фрейд. Автопортреты». — Для него кровоподтек — это всего лишь захватывающий сюжет, достойный того, чтобы его увековечить». 

Картина была продана в 2010 году на аукционе за £2,8 млн и вошла в число 50 работ на нынешней выставке — первой, посвященной автопортретам Люсьена Фрейда и представляющей все его работы в этом жанре, от самой ранней, 1939 года, выполненной в сухой графической манере, до последней, написанной спустя 64 года уже в его знаменитой технике письма экспрессивными пастозными мазками. 

В выдумке и оригинальности и в таком, казалось бы, традиционном жанре, как автопортрет, Фрейду не откажешь. То он в образе античного героя Актеона, то, как в «Спальне в гостинице» (1954) с женской моделью, лежащей в постели, появляется в виде темного, с трудом узнаваемого силуэта на заднем плане, то обыгрывает эффекты своего отражения в зеркале («Отражение в зеркале с двумя детьми», 1965). С возрастом он не скрывает, а, наоборот, подчеркивает следы старения: тяжелые мешки под глазами, обвисшая кожа, как в «Автопортрете-отражении» 2003 года. 

Известно, что Фрейд, по словам Тарсиа, «очень редко и неохотно признавался, какие художники повлияли на него, и его автопортреты — это также ключ к пониманию этого влияния, осознанного и неосознанного». «Так, его ранний рисунок „Ошеломление: автопортрет“ (1948) сразу вызывает в памяти знаменитый автопортрет Гюстава Курбе „Отчаяние“», — приводит пример куратор. 

Большая часть работ на выставке — из частных коллекций, по этой причине редко выставляющихся. В их числе «Натюрморт с зеленым лимоном» (1947), созданный во время поездки в Грецию. На заднем плане Фрейд изобразил себя выглядывающим из-за стены. «Он вообще довольно часто самыми разными путями, исподтишка пробирается в собственные картины», — продолжает Тарсиа. Во «Флоре с синими ногтями на ногах» (2000–2001) тень художника падает на постель модели, а в «Двух ирландцах в районе W11» (1984–1985) на заднем плане к стене прислонены две небольшие картины — версии «Автопортрета с синяком под глазом». 

Королевская академия художеств
Люсьен Фрейд. Автопортреты
До 26 января 2020

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+