18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Русском музее завершена реставрация кресла из Домика Петра I

№78
Материал из газеты

Со школьных лет каждому известно, что государь Петр Алексеевич был на все руки мастером. Собственноручно изготовленное им кресло обрело теперь новую жизнь и, возможно, прослужит еще три столетия

Необычной конструкции кресло, изготовленное по типу английских библиотечных кресел XVIII столетия, предназначенных для чтения (reading chair), отреставрировано мастерами Государственного Русского музея. В «Историческом описании дворца императора Петра Великого на Петербургской стороне и его достопримечательностей», труде, составленном в 1844 году смотрителем Домика Петра I, сообщается, что это кресло — «собственной работы императора Петра Великого». О том же говорится и в путеводителе, изданном в 1891 году: «Кресло из березового дерева с кожаной подушкой, набитой волосом, собственной работы Петра, сохраняется в Домике как достопамятная редкость». Так что реставраторам ГРМ пришлось в своей работе соревноваться с самим государем-императором. 

Как рассказал нашему изданию Юрий Макаров, заведующий отделом реставрации фанерованной мебели, необходимо было привести предмет в экспозиционное состояние, максимально сохранив исторические элементы. «Кресло реставрировали еще в XIX веке, реставрация тогда была основательной, на сегодня это тоже своего рода реликвия, поэтому мы решили сохранить и следы реставрации полуторавековой давности, — сообщил он. — Были проблемы и с самой конструкцией кресла. Подлокотники у него слишком длинные, нагрузка на них и на узел соединения деталей неравномерная, из-за чего пришлось использовать дополнительные детали крепления».

Отличительной чертой такого типа кресел для чтения являлось то, что сидящий располагался в нем задом наперед, лицом к спинке. С обратной стороны спинки устанавливался откидной пюпитр для книг. Спинка кресла Петра I имеет с внешней стороны прорезные пазы для предполагаемого пюпитра, который, к сожалению, был утрачен еще в начале XX века.

За столетия существования кресло пережило несколько поновлений; к началу этого века кожа сиденья сильно пересохла и потрескалась, на деревянных деталях проступили пятна от использовавшихся ранее соединительных материалов, в местах сопряжения деталей дерево потрескалось. В середине марта 2019 года состоялось расширенное заседание реставрационной комиссии Русского музея, на которое пригласили ведущих мастеров-реставраторов из Российского этнографического музея и Государственного Эрмитажа. В результате обсуждения приняли программу реставрации. Обивочный материал был закреплен: кожу укрепили, не снимая ее с сиденья, а в местах утрат использовали вставки из кожи, аналогичной оригинальной. Восстановили авторское покрытие деревянных деталей. Музейному предмету возвращена конструктивная прочность, достаточная для экспонирования.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+