Необычной конструкции кресло, изготовленное по типу английских библиотечных кресел XVIII столетия, предназначенных для чтения (reading chair), отреставрировано мастерами Государственного Русского музея. В «Историческом описании дворца императора Петра Великого на Петербургской стороне и его достопримечательностей», труде, составленном в 1844 году смотрителем Домика Петра I, сообщается, что это кресло — «собственной работы императора Петра Великого». О том же говорится и в путеводителе, изданном в 1891 году: «Кресло из березового дерева с кожаной подушкой, набитой волосом, собственной работы Петра, сохраняется в Домике как достопамятная редкость». Так что реставраторам ГРМ пришлось в своей работе соревноваться с самим государем-императором.
Как рассказал нашему изданию Юрий Макаров, заведующий отделом реставрации фанерованной мебели, необходимо было привести предмет в экспозиционное состояние, максимально сохранив исторические элементы. «Кресло реставрировали еще в XIX веке, реставрация тогда была основательной, на сегодня это тоже своего рода реликвия, поэтому мы решили сохранить и следы реставрации полуторавековой давности, — сообщил он. — Были проблемы и с самой конструкцией кресла. Подлокотники у него слишком длинные, нагрузка на них и на узел соединения деталей неравномерная, из-за чего пришлось использовать дополнительные детали крепления».
Отличительной чертой такого типа кресел для чтения являлось то, что сидящий располагался в нем задом наперед, лицом к спинке. С обратной стороны спинки устанавливался откидной пюпитр для книг. Спинка кресла Петра I имеет с внешней стороны прорезные пазы для предполагаемого пюпитра, который, к сожалению, был утрачен еще в начале XX века.
За столетия существования кресло пережило несколько поновлений; к началу этого века кожа сиденья сильно пересохла и потрескалась, на деревянных деталях проступили пятна от использовавшихся ранее соединительных материалов, в местах сопряжения деталей дерево потрескалось. В середине марта 2019 года состоялось расширенное заседание реставрационной комиссии Русского музея, на которое пригласили ведущих мастеров-реставраторов из Российского этнографического музея и Государственного Эрмитажа. В результате обсуждения приняли программу реставрации. Обивочный материал был закреплен: кожу укрепили, не снимая ее с сиденья, а в местах утрат использовали вставки из кожи, аналогичной оригинальной. Восстановили авторское покрытие деревянных деталей. Музейному предмету возвращена конструктивная прочность, достаточная для экспонирования.