Парижская ярмарка фотоискусства Paris Photo ежегодно объединяет под величественной стеклянной крышей Гран-пале несколько сотен участников со всего света. Начиная с 1997 года здесь собираются лучшие галереи, издательства и фотографы, чтобы поделиться с публикой самыми яркими произведениями из мира фотографии. Немецкий автомобильный концерн BMW, уже много лет выступающий одним из главных партнеров ярмарки, на этот раз представит работы сразу двух победителей своего проекта «Фотографическая резиденция».
Программа поддержки молодых фотографов BMW Residency была запущена в 2011 году совместно с Музеем Нисефора Ньепса. Амбициозный проект «Фотографической резиденции» задумывался не просто как площадка для поощрения талантливых победителей, но как платформа для экспериментов и исследований взаимосвязи между искусством и технологиями, их влияния на человека и общество, где подающие надежды мастера фотографии могут творить и учиться чему-то новому.
Для BMW Group, славящейся не только автомобилями, но и многочисленными культурными инициативами, сохранение эстетических ценностей и внедрение передовых технологий — в числе основ, на которых строится философия бренда. Потому один из главных критериев отбора претендентов на победу — инновационность работ и наличие в них экспериментального потенциала. Участники конкурса должны представить оригинальное видение стремительно меняющегося мира, используя абсолютно любые способы самовыражения: технические, повествовательные, документальные, — ограничения накладываются только их собственной фантазией. Каждый год экспертное жюри выбирает одного автора для участия в программе, который получает грант в размере €8 тыс. и три месяца резиденции в школе визуальных искусств и коммуникаций Gobelins.
В этом году гости Paris Photo смогут увидеть на стенде BMW работы победителей последних двух лет. Первый — Эмерик Люиссе, приглашенный в резиденцию в 2018 году. Произведение «Другой берег» он начал за два года до участия в конкурсе и продолжил уже в Gobelins. «Другой берег» рассказывает о проблемах беженцев, их повседневную жизнь Люиссе запечатлел в разных лагерях по всей Европе. В резиденции он преобразовал результаты своих фотоисследований в монохромные цианотипии — это особая фотографическая техника, дающая отпечатки синего цвета. Используя только синий, фотограф попытался объединить два образа: море, погубившее тысячи невинных душ при попытке сбежать от войн и нищеты в родной стране, и Европу (а точнее, синий флаг Евросоюза), принявшую и растворившую среди других людей выживших беженцев.
Льюис Буш, девятый лауреат «Фотографической резиденции» и второй экспонент ярмарки в этом году, представит работу «Способы видеть алгоритмически», которая отсылает к книге Джона Бергера 1972 года «Способы видеть» (в русском переводе — «Искусство видеть»). В ней автор утверждал, основываясь на изучении различных телепередач, что человеческая «способность видеть», то есть воспринимать визуальную информацию, является лишь следствием определенных норм и зависит от привычек и условностей. Обращаясь к книге Бергера, Буш пытается адаптировать его идеи и подстроить их под новую визуальную систему алгоритмов и искусственный интеллект. Результат его усилий можно будет впервые увидеть именно на Paris Photo.
Ярмарка пройдет с 7 по 10 ноября, а вот превью экспозиции BMW состоится за день до официального открытия. Гости бренда смогут первыми посмотреть работы победителей и познакомиться лично с Эмериком Люиссе, Льюисом Бушем, а также с руководством школы Gobelins и художественным руководителем программы BMW Residency.