По словам основательницы Performa Роузли Голдберг, ее фестиваль перформативного искусства, проходящий раз в два года в Нью-Йорке, строится вокруг идеи «радикального урбанизма». Проводится он в самых разнообразных общественных и частных пространствах разной степени известности: организаторы стремятся находить новаторские и демократичные способы использования городской архитектуры. «Нам важно не поддаваться ограничениям, которые накладывает индустрия недвижимости», — говорит Голдберг. В основе восьмой Performa, представляющей 20 новых проектов в разных локациях, лежит идея политического радикализма.
Кроме того, в этом году биеннале отмечает 100-летие Баухауса. Основанный Вальтером Гропиусом в Германии после Первой мировой войны, Баухаус стал первой художественной школой, вписавшей театр и перформативное искусство в целом в контекст визуального искусства.
Американская танцовщица с классическим образованием и фотограф Киа Лабейжа представляет свою первую театральную работу для Performa — посвящение знаменитой художественной школе; в ней она обращается к третьему действию «Триадического балета» (1922), революционной постановки раннего Баухауса, созданной Оскаром Шлеммером. Эта часть авангардистского балета носит название черной, поскольку мистическое действие в ней разворачивается на черном фоне. Лабейжа переосмысливает танец, используя целый ряд движений, от классических форм танца вог до современного балета. Важнейшим элементом «Триадического балета» являются причудливые геометрические костюмы, превращающие тела исполнителей в архитектурные сущности. Для версии Лабейжи их разработала стилист Кайл Лу, известная сотрудничеством с такими музыкантами, как Соланж и Трэвис Скотт.
По мнению Голдберг, сильная сторона перформативного искусства заключается в том, что оно служит богатым визуальным средством, позволяющим рассказать о связи между политикой идентичности и коллективной средой. Чувством громадных общественных преобразований пронизаны и многие другие проекты биеннале.
Гонконгский художник и композитор Самсон Янг дебютирует со своим первым экспериментальным мюзиклом «Бессмертные», основанным на старинной китайской легенде. Вместе с актерами, играющими роли восьми божеств, в действии принимают участие стреловые краны, которые медленно двигаются и меняют декорации. В интерпретации Янга, стремящегося создать современную аллегорию культурного производства в обществе позднего капитализма, божества — это художники, способные видеть вещи, которые не видят другие люди.
Художник Пол Маики и музыкант Нкиси из Лондона создали перформанс с использованием света, звука и движения, исследующий, как изменяется — или исчезает — диаспора в иностранной среде. Они черпали вдохновение в фольклоре и традиционных знаниях, описанных в книге 1991 года «Африканская космология банту и конго: принципы жизни и мироустройства».
Представляя историю в настоящем моменте, перформанс может служить средством для изменения будущего. «Это столкновение, оно происходит здесь и сейчас — мимо него нельзя пройти, как мимо картины на стене, — говорит Голдберг. — Именно это Баухаус понял о перформансе как о виде искусства — что физическая игра и движение нужны как инструмент понимания социальной динамики и природы бытия в целом».
Performa 19
Различные площадки, Нью-Йорк
До 24 ноября