Продолжением прошлогоднего проекта «Сокровища музеев России», который также проходил в Манеже и побил все рекорды посещаемости, стала новая экспозиция, получившая название «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Как и в прошлый раз, организатором выставки выступает Патриарший совет по культуре — совместно с правительством Москвы, Министерством культуры, РВИО, историческим парком «Россия — моя история». Кураторами выставки стали митрополит Тихон (Шевкунов), а от Третьяковской галереи — Зельфира Трегулова, Фаина Балаховская и Анна Пахомова. Выставочная застройка была создана галереей «Триумф».
Традиции отмечать День народного единства бесплатной выставкой-блокбастером в Манеже, одним из организаторов которой выступает РПЦ, уже почти десять лет. Начиналась эпопея циклом «Россия — моя история», выставки которого после Москвы отправлялись в турне по стране, а теперь осели на ВДНХ и в нескольких региональных центрах в форме «исторических парков» (в специально построенных для них помещениях).
Новая экспозиция, которая будет бесплатно работать в течение пяти недель (до 8 декабря), наверняка также будет крайне популярна у массового зрителя. Благодаря мощной государственной поддержке под крышей Манежа удалось собрать работы из 42 музеев по всей стране. Это и знаменитые, мгновенно узнаваемые картины о войне, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова или «Мать партизана» Сергея Герасимова, так и менее известные произведения, отобранные по принципу энергетического воздействия на зрителя, согласно замыслу кураторов. Например, Дейнека представлен не патетической «Обороной Севастополя», а экспрессионистской «Сгоревшей деревней», а Кукрыниксы — не хрестоматийными плакатами и карикатурами, а большим полотном 1967 года «Обвинение. Нюрнбергский процесс», где, неожиданно для масляной живописи, главным героем становится киноэкран (с кадрами из Освенцима).
Не обошлось без мощных патриотичных вещей — отдельный зал отведен триптиху Корина «Александр Невский», ожидаемо многовато Гелия Коржева. Василий Яковлев представлен и запрещенным за возвеличивание маршала конным портретом Жукова и «Патриотическим молебствованием в Москве. 22 июня 1942 года», где запечатлен епископ Сергий (Ларин). Любопытно взглянуть на то, каким было обращение к теме ВОВ таких мастеров, как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Георгий Нисский, Юрий Пименов, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и т.д. К счастью, соцреализм не стал основным сюжетом выставки — среди представленных мастеров есть и Попков, и Сидур.
Вообще экспозиция устроена из череды небольших специально возведенных залов, каждый из которых посвящен какой-то отдельной теме. Первая треть — это различные аспекты восприятия темы Великой Отечественной войны в те годы, когда она еще шла, — разделы названы «Фронт», «Оккупация», «Фронтовой заказ» (про работу в тылу), «Салют Победы». Затем тематический принцип становится хронологическим: в каждом зале показано, как, через какую призму, воспринимали эту войну художники в различные десятилетия — 1950-е («Воспоминания»), 1960-е («Старые раны») и так далее. То, что творилось в нашем искусстве с 1980-х по 2000-е годы, тактично утрамбовано в один-единственный, предпоследний зал. И завершается выставка отдельным пространством, стены которого опоясаны панорамой «За отвагу» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (2011).
Дополнительно в холле Манежа установили привезенную из Петербурга чтимую икону, но остановимся лучше на проработанной кинопрограмме, созданной специально для выставки вместе с коллегами Максимом Павловым, завотделом кинопрограмм ГТГ. Сообразно тематике и хронологии живописных произведений каждый раздел сопровождается фрагментами лучших фильмов о войне за несколько десятилетий. Для зала Дубосарского и Виноградова это стал финал хуциевского «Июльского дождя».
Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» работает до 8 декабря. Вход свободный.