18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Питер де Хох выходит из тени своего конкурента

№78
Материал из газеты

Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев

Питеру де Хоху (1629–1684) принято отводить куда более скромную роль в голландской живописи золотого века, чем его знаменитому современнику Яну Вермееру (1632–1675). Хотя оба они были новаторами в живописи, работали со сложными пространственными композициями и эффектами освещения. И жили они в одно и то же время в Делфте: Вермеер с 1653 года и до конца своей жизни, де Хох провел там восемь лет (1652–1660), переехав затем в Амстердам. Возможно, они были и лично знакомы, поскольку оба входили в гильдию святого Луки в Делфте, но документальных подтверждений этому найти не удалось. 

Выставка де Хоха в Музее Принсенхоф включает 29 картин (рисунки мастера не сохранились). Поскольку в Делфте его работ нет, все они предоставлены другими голландскими и международными музеями. В их числе — «Игроки в карты в солнечной комнате» (1658) из Королевской коллекции в Лондоне и «Портрет семьи в Делфте» (около 1657) из Академии изящных искусств в Вене. Последняя — один из немногих семейных портретов, написанных де Хохом в Делфте, который узнается по шпилю Новой церкви на заднем плане. В начале XIX века, когда разгорелись жаркие споры (не утихающие до сих пор) о том, кто на кого повлиял, ряд экспертов приписывал эту картину Вермееру. Вопрос этот витает в воздухе и на нынешней выставке. Но де Хох достиг зрелости своего стиля уже к 1658 году, раньше, чем Вермеер, который быстро перенял эффектные приемы коллеги, в чем-то даже превзойдя его, что побудило того искать новые.

Анита Янсен, куратор Принсенхофа, считает, что именно сцены во двориках Делфта, которые любил изображать де Хох, вдохновили Вермеера написать свою знаменитую «Маленькую улицу» (1658, Рейксмузеум). Что же касается интерьерных сцен, то здесь они, несомненно, соперничали. И судя по тому, что при жизни Вермеер был более востребованным — и дорогим — художником, чем де Хох, современники предпочли первого. Однако впоследствии, в XVIII–XIX веках, де Хох сохранил репутацию одного из лучших голландских жанристов XVII столетия, а Вермеер был практически забыт, и заново его открыли лишь в ХХ веке. Куратор выставки надеется, что эта ретроспектива Питера де Хоха вновь привлечет внимание к ушедшему в тень своего вечного конкурента мастеру. 

Музей Принсенхоф
Питер де Хох в Делфте
До 16 февраля 2020

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+