18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрушенный дом Прошиных оценили в 5 млн рублей

Недавнее, с 18 по 20 августа, разрушение знаменитого Дома с подснежниками, доходного дома Прошиных, вполне в московском тренде: памятники у нас сносят или в выходные, или в праздники, или в августе, когда в отпуске не только жители, но и власти. В этот раз снести незаметно не вышло — а разрешением на снос заказчик строительных работ, ООО «Компания Миретта», и подрядчик, ООО «ТСА», не располагали. Но здание формально не было памятником. В 2012-м, правда, эксперты рекомендовали поставить на охрану дом № 22 по 1-й Тверской-Ямской (выселенный в 2007-м и старательно состаренный новым владельцем), но слишком мощные силы противились этому, чтобы всерьез рассчитывать на успех.

История тянулась несколько лет, «сносная» комиссия при Правительстве Москвы не раз возвращалась к обсуждению судьбы дома. В 2012-м застройщик предлагал разрезать фасад алмазным канатом и заново собрать на новом здании — оно, кстати, должно было быть на пару этажей выше старого. Это была сомнительная перспектива; известный историк архитектуры Андрей Баталов тогда же напомнил, как разрезали алмазным канатом портик Осипа Бове на заднем фасаде Большого театра, но так и не приделали обратно. В итоге Департамент культурного наследия города Москвы настоял на сохранении оригинального фасада, а площадь в новом здании позволил нарастить не за счет дополнительных этажей, а лишь за счет дворовой территории. За такой фасад, безусловно, стоило бороться: это был очень необычный московский модерн, полихромный орнаментальный фриз с подснежниками в технике сграффито выделял здание среди других строений начала XX века.

Мосгорнаследие уже возбудило по факту сноса здания дела об административных правонарушениях. Максимально возможное наказание — штраф в размере 1 млн руб., по последним данным, уже повышен до 5 млн руб. (таково наказание за несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия). Но и эта сумма ничтожна на фоне выгоды, которую получит застройщик, возведя на участке отель с трехэтажным подземным паркингом. Паркинг между тем не повод для сноса: давно известны и применяются в мире технологии, позволяющие делать подземные парковки не просто не разрушая дома сверху, но даже не расселяя их. Но расходы на это слишком удорожают строительство — зачем тратиться, когда можно обойтись мизерным штрафом?

Но на этот раз, видимо, штрафом не обойдется. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уже заявил, что расценивает снос как «беспрецедентную наглость» и будет добиваться отзыва у девелопера градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), то есть фактически разрешения на строительство. Уже после этого главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что ГПЗУ застройщика таки лишили и «эта история должна стать иллюстративной для всех девелоперов, которые недобросовестно относятся к охранным обязательствам». Однако охранные обязательства заключаются на охраняемые объекты. Дом Прошиных, напомним, формально к ним не принадлежал.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+