18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрушенный дом Прошиных оценили в 5 млн рублей

Недавнее, с 18 по 20 августа, разрушение знаменитого Дома с подснежниками, доходного дома Прошиных, вполне в московском тренде: памятники у нас сносят или в выходные, или в праздники, или в августе, когда в отпуске не только жители, но и власти. В этот раз снести незаметно не вышло — а разрешением на снос заказчик строительных работ, ООО «Компания Миретта», и подрядчик, ООО «ТСА», не располагали. Но здание формально не было памятником. В 2012-м, правда, эксперты рекомендовали поставить на охрану дом № 22 по 1-й Тверской-Ямской (выселенный в 2007-м и старательно состаренный новым владельцем), но слишком мощные силы противились этому, чтобы всерьез рассчитывать на успех.

История тянулась несколько лет, «сносная» комиссия при Правительстве Москвы не раз возвращалась к обсуждению судьбы дома. В 2012-м застройщик предлагал разрезать фасад алмазным канатом и заново собрать на новом здании — оно, кстати, должно было быть на пару этажей выше старого. Это была сомнительная перспектива; известный историк архитектуры Андрей Баталов тогда же напомнил, как разрезали алмазным канатом портик Осипа Бове на заднем фасаде Большого театра, но так и не приделали обратно. В итоге Департамент культурного наследия города Москвы настоял на сохранении оригинального фасада, а площадь в новом здании позволил нарастить не за счет дополнительных этажей, а лишь за счет дворовой территории. За такой фасад, безусловно, стоило бороться: это был очень необычный московский модерн, полихромный орнаментальный фриз с подснежниками в технике сграффито выделял здание среди других строений начала XX века.

Мосгорнаследие уже возбудило по факту сноса здания дела об административных правонарушениях. Максимально возможное наказание — штраф в размере 1 млн руб., по последним данным, уже повышен до 5 млн руб. (таково наказание за несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия). Но и эта сумма ничтожна на фоне выгоды, которую получит застройщик, возведя на участке отель с трехэтажным подземным паркингом. Паркинг между тем не повод для сноса: давно известны и применяются в мире технологии, позволяющие делать подземные парковки не просто не разрушая дома сверху, но даже не расселяя их. Но расходы на это слишком удорожают строительство — зачем тратиться, когда можно обойтись мизерным штрафом?

Но на этот раз, видимо, штрафом не обойдется. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин уже заявил, что расценивает снос как «беспрецедентную наглость» и будет добиваться отзыва у девелопера градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), то есть фактически разрешения на строительство. Уже после этого главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что ГПЗУ застройщика таки лишили и «эта история должна стать иллюстративной для всех девелоперов, которые недобросовестно относятся к охранным обязательствам». Однако охранные обязательства заключаются на охраняемые объекты. Дом Прошиных, напомним, формально к ним не принадлежал.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+