Сопоставление книги об обучении музейному делу с книгой, посвященной изъятиям произведений из музейных коллекций, возможно, выглядит странно, но у этих работ гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Главная тема обоих изданий — формирование и развитие коллекций художественных музеев. В книге Салли Энн Данкан и Эндрю Макклеллана «Искусство кураторства: Пол Сакс и учебный курс музейного дела в Гарварде» говорится о навыках приобретения великих произведений искусства. А в труде Мартина Гаммона «Изъятие и связанное с этим недовольство: История критики» рассматривается выработка стандартов, по которым из коллекции могут изыматься произведения с целью улучшения ее качества.
«Искусство кураторства» — всеобъемлющее исследование учебного курса по музейному делу, который в 1921–1948 годах в Художественном музее Фогга в Гарварде читал Пол Дж. Сакс, представитель семьи банкиров Голдман-Сакс. То было самое благоприятное время для подобной деятельности. Сакс предугадал необходимость профессионального образования руководителей музеев, приходящих на смену прежним любителям — плохо подготовленным, хотя и полным благих намерений. Он учил своих студентов согласовывать инструменты исторического исследования, провенанс (происхождение и бытование экспонатов), науку реставрации и консервации художественных произведений и их оценку на рынке. Те же самые навыки, впрочем, можно было применить и к отбору для изъятия из коллекции малозначительных произведений, которые были подарены или куплены при менее проницательных предшественниках.
Как раз подобные вопросы освещены в книге Мартина Гаммона, в прошлом представителя лондонского аукционного дома Bonhams в Нью-Йорке, а теперь музейного консультанта. Гаммон основывает свою работу на конкретных ситуациях, возникших главным образом в результате противоречий в изъятиях. Этот неологизм впервые появился в 1940-х годах и закрепился как юридический термин в 1970-х. Автор прослеживает происхождение музейных изъятий и рассматривает всевозможные спорные вопросы, с ними связанные. Попутно он проводит различие между британскими и американскими условиями. Мы обнаруживаем, в частности, что в Великобритании музейные предметы считаются предназначенными для «общественного блага», тогда как в США они рассматриваются как «публичный траст».
В более широком смысле исследователь убедительно доказывает, что изъятие не только законно, но и является весьма важным аспектом развития коллекций, особенно в Соединенных Штатах. Большинство музеев этой страны возникли из частных собраний, в которых небольшое число ценных предметов утопало в обилии подделок, неверно атрибутированных или второсортных произведений. По мере того как совершенствуются стандарты и приоритеты существующих коллекций, последующие поколения кураторов признают необходимость изъятия из музейных собраний второстепенных экспонатов ради приобретения более подходящих.