18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке

Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев

На Christie’s все выглядит достойно, хотя и не так роскошно, как это было, скажем, полгода назад. Всего лишь «захудалый» Дэвид Хокни за $25 млн, «стандартный» Ив Кляйн за $12 млн… Прямо скажем, не густо. Отборщики не смогли найти ничего такого, что произвело бы бурю в отдельно взятом стакане. Ну а тот, кто любит не так чтобы уж очень погорячее, согреться сможет всегда.

Хорошая подборка картин Энди Уорхола, сделанная его приятелем-коллекционером Ричардом Вайсманом, объединена организаторами одним заголовком: «Атлеты». Десять портретов, созданных в один год — 1977-й, одного и того же размера, в одинаковой технике, изображают выдающихся спортсменов Америки, ставших, благодаря Энди, еще и поп-идолами. Именно Вайсман, одержимый как искусством, так и спортом, предложил художнику идею серии, в которой обе его страсти объединялись. Коллекция портретов демонстрируется в отдельном зале и напоминает иконостас, где центральное место занимает Кассиус Клей aka Мухаммед Али. Его, любимого, и определили в вечерние торги (более дорогие и статусные) с оценкой $4 млн, всем остальным дали добро лишь на дневные. Среди «второсортных» оказалась и легендарная Крис Эверт, непобедимая теннисистка, в течение 15 лет безраздельно правившая на корте в эпоху, когда спортсменки еще не напоминали своим внешним видом бройлерных мужчин.

Наверняка вызовет интерес и коллекция произведений Поля Гогена, охватившая его гравюрное творчество, оригинальную графику и скульптуру. Она была собрана американским коллекционером Ричардом Келтоном, которому аукцион посвятил отдельный раздел и в каталоге, и в экспозиции превью-выставки. Среди оттисков художника встречаются довольно редкие, подписные и датированные, отмеченные поисками пластических ходов и колористических решений; есть и такие, что отпечатаны на плохой бумаге во время его пребывания на Таити.

В разделе модернистов яркая живопись Эрнста Людвига Кирхнера почти гарантированно вызовет шторм в зале торгов, тем более что в эти дни в знаменитой Neue Galerie Рональда Лаудера на Пятой авеню идет его персональная выставка, весьма информативная и ценная набором картин из малоизвестных американских собраний. Оценка в $3 млн выглядит недостаточной для работы такого качества. «Всадники-артиллеристы» написаны в 1915 году, когда Кирхнер был призван на военную службу, и сильно напоминает «Скачущего гусара» (1911) Михаила Ларионова из коллекции Тейт Модерн, где неопримитивистская игрушечность выступает новым камертоном. Ларионова с Кирхнером часто сравнивают и ставят рядом. Вот и здесь Кирхнер показал себя по-ларионовски полным иронии рассказчиком, несмотря на обстоятельства военных будней, не очень-то к этому располагающих.

Коллекцию вечерних торгов модернистов на Sotheby’s венчает работа Тамары Лемпицки La Tunique Rose (1927) с возлежащей на ложе сексапильной моделью. Ее роскошные формы прикрыты плотно сидящим алым платьем, что облегчает задачу распространения фото картины в соцсетях, особенно в Facebook с ее драконовскими правилами. По этой же причине наверняка счастливо сложится интернет-судьба двух большеформатных рисунков Бальтюса, чьи нимфетки уже давно на публичных показах его работ не считаются потерпевшими. Более того, они, всем своим видом испытывая томление души и сердца, теперь не оскорбляют чувств и достоинства коллекционеров, готовых ради них раскошелиться.

Несколько работ Рене Магритта утолят печаль и радость тех, кто питает любовь к его изощренным визионерским ребусам. Магритт уникален неистощимым образным мышлением и высокопродуктивным творческим активом. Что не может не радовать аукционные дома и их потенциальных клиентов.

Заметной на выставке оказалась работа Клода Моне «Закат в Этрета». Она родная сестра картины с похожим сюжетом из щукинской коллекции и была создана в 1883 году, на три года раньше нашей, не так давно блиставшей на выставке в Пушкинском музее. Пейзаж оценен в довольно скромные $1,2 млн, несомненно в расчете привлечь как можно больше интересантов к его покупке.

В сотбисовском разделе современного искусства, как и на Christie’s, нет ни звезд, ни комет, ни каких-либо других небесных тел, грозящих навести шороху. Пожалуй, интересен Альберт Оэлен, художник, за раскрутку которого взялся «тренер чемпионов», галерист Лари Гагосян. Надо признать, он таки заставил всех поверить в перспективность художника. Имя Оэлена сейчас у всех на устах. Арт-аналитики чертят графики движения котировок на его работы, словно это «голубые фишки», а не банальная масляная краска, положенная поверх холста; галеристы наперебой предлагают ему выставки — как раз сейчас идет его ретроспектива в модной Serpentine Gallery в Лондоне. Большой беспредметный холст, который совсем недавно можно было приобрести за несколько сотен тысяч, сегодня предлагается уже за пару миллионов. О том, насколько оправданны ожидания в отношении уже немолодого художника, мы узнаем совсем скоро.

Вошел — о нет, буквально ворвался — в моду и совсем уж древний дед, почти 100-летний Уэйн Тибо (р. 1920). Его картина с излюбленным и очень характерным для него сюжетом из жизни кондитерского рая — кексы, тортики, конфитюр — заявлена со стартом в ошеломляющие $6 млн. Рынок наполнен деньгами, и конфетки с бараночками притягивают их, похоже, активнее, чем другие атрибуты нашей суровой жизни. На аукционе Phillips наш герой Тибо представлен тоже кексиком, но крохотным, не более листа А4, и стоимостью в $2 млн. Размер тортика в жизни каждого разумного человека, озабоченного лишним весом, всегда имел значение — теперь Тибо доказал нам это в цифрах.

Phillips выступил с довольно неожиданным для себя автором. Обычно сей аукцион агитирует за «современщиков-актуальщиков», а тут вдруг откуда ни возьмись появился… Норман Рокуэлл (1894–1978). Живопись этого художника-реалиста ставит рекорды в последние годы во многом из-за противостояния двух кинотитанов: Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Говорят, создатель «Звездных войн» даже расстался со своим лейблом из-за любви к Рокуэллу, коллекцию которого он продолжает пополнять для собственного, практически домашнего, музея художника. Картина Рокуэлла воспроизводилась на обложке Saturday Evening Post в 1958 году и, очевидно, способна привлечь ту часть граждан Америки, кто никогда не взял бы в руки такие журналы, как New Yorker. Рокуэлл за годы карьеры исполнил 321 подобную обложку журнала, пользовавшегося успехом у любителей несложных формул жизни, тех, что и составляют ныне основную часть трамповского электората. Кроме того, «Перед съемкой» Рокуэлла довольно смело артикулирует на фоне Me Too проблему детской обнаженки, что наверняка добавит ей шансов получить топ-результат нынешних торгов Phillips.

Christie’s
Неделя аукционов «ХХ век»
11–14 ноября

Sotheby’s
Аукционы «Импрессионисты и модернисты», «Современное искусство»
12–15 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+