18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Таитянская любовница Гогена — его выдумка

№78
Материал из газеты

Туземная девушка-подросток в полинезийских работах художника, возможно, собирательный образ его возлюбленных

В каталоге выставки «Портреты Гогена», проходящей в лондонской Национальной галерее (до 26 января 2020 года), выдвинуто предположение, что любовница художника по имени Техамана, скорее всего, плод его фантазии. До сих пор многие искусствоведы полагали, что это реальная девушка, увековеченная в нескольких лучших работах Поля Гогена и прожившая с ним полтора года, став его любовницей и моделью в 13 лет, когда художнику было 43. В этой связи Гогена посчитали педофилом и рассматривали его таитянские картины не как абстрактную оду потерянной невинности, а как пример вседозволенности, которой пользовался белый господин при колониальном режиме.

Элизабет Чайлдс, профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе и автор каталога, полагает, что Техамана была «придумана художником — это собирательный образ, сотканный из обрывков его свиданий с женщинами тихоокеанских островов, нескольких случайных рандеву с разными добровольно отдавшимися ему незнакомками».

Имя Техамана, которое иногда пишется как Техаамана или Техура, звучит в названии одной из лучших картин Гогена, созданных на Таити, — «Предки Техаманы» (1893), которая сейчас хранится в Чикагском институте искусств. Эта картина стала «лицом» выставки в Национальной галерее.

Многие специалисты по творчеству Гогена полагают, что Техамана также изображена на картинах «Женщина с манго» (Художественный музей Балтимора), «Дух мертвых не дремлет» (Художественная галерея Олбрайта — Нокса, Буффало) и в скульп­туре «Техура» (Музей Орсе, Париж). Гоген пишет о девушке в своей автобиографии «Ноа Ноа», где называет ее Техура — впрочем, в этой книге реальность переплелась с вымыслом. Описывая ее как «ребенка лет тринадцати», художник рассказывает, что женился на ней по таитянскому обряду в конце 1891 года. А через два года, когда Гоген решил вернуться во Францию, Техура рыдала на набережной, опустив ноги в воду: «Цветок, который она утром заложила себе за ухо, упал ей на колени».

Мнение, что Техамана была реальным человеком, в 1950-х годах подтверждалось исследованием шведского антрополога Бенгта Даниельссона. Он обнаружил подходящую под описание художника женщину, которая родилась на острове Хуахине и умерла на Таити во время эпидемии испанского гриппа в 1918 году. Однако Линда Годдард из Школы истории искусств при Университете Сент-Эндрюс в Шотландии в своем эссе в том же каталоге лондонской Национальной галереи называет выводы Даниельссона скорее «притянутыми за уши догадками, чем убедительным доказательством».

Чайлдс также предполагает, что «Предки Техаманы» не что иное, как ностальгическая попытка художника прикоснуться к таитянской культуре, искорененной в результате французской колонизации. Техамана вполне могла быть собирательным образом, полинезийской Прекрасной Дамой. Что касается других картин с изображениями, как считают некоторые специалисты, Техаманы, то их, по мнению Чайлдс, стоит рассматривать, скорее, как «отражение его самоисследования, чем как документальную фиксацию романа с конкретной женщиной». Она также приходит к выводу, что «Предки Техаманы» — это не традиционный портрет, а «этнопортрет». Такое понятие Чайлдс вводит для определения «работ, в которых герой представляется через моду, обстановку и/или аксессуары, способствующие локализации его культурной самобытности как жителя тихоокеанских островов». Она полагает, что картина, вероятно, была основана на образе Техаманы, но на ней девочка выглядит значительно старше раннего подросткового возраста. Что касается прочих картин с Техаманой, то, по словам исследовательницы, на них либо изображены другие реальные модели, либо воображаемые подруги художника.

Впрочем, вполне вероятно, что некая девушка по имени Техамана действительно была в жизни Гогена в период его пребывания на Таити, но характер его отношений с ней остается неясным. К тому же во времена, когда художник обосновался на острове, замужество в 13 лет было делом обычным, во Франции это был возраст сексуального согласия. Зато крайне аморальным на Таити считалось двоеженство — а в период предполагаемого романа с Техаманой Гоген был официально женат на датчанке Метте Гад, которая бросила его несколькими годами ранее. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+