18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заброшенное здание льнообрабатывающего завода возвращают к жизни

№78
Материал из газеты

Этот промышленный объект в английском графстве Шропшир, давно признанный историческим памятником, в начале 2000-х едва не пал жертвой обветшалости. И все же Флэксмилл-Молтингс в значительной степени удалось восстановить — хотя и с другими функциями

Лишь немногие из путников, оказывающихся на ничем не примечательной дороге, которая ведет на север из симпатичного городка Шрусбери, знают, что на ней располагается одно из самых выдающихся зданий Англии — Флэксмилл-Молтингс. Изначально построенное для льнообрабатывающего завода, позже оно использовалось как солодовня. Замаскированное стенами из классического красного кирпича, десятилетиями обнесенное строительными лесами и окруженное промышленными ангарами и гаражами, это первое в мире сооружение, построенное на металлическом каркасе, — можно сказать, прямой предок современных небоскребов.

Для 1797 года это был чрезвычайно смелый эксперимент: завод работал на энергии паровых машин и освещался газовыми лампами. Стройные, элегантные железные колонны, спустя более двух веков по-прежнему выполняющие несущую функцию, были призваны защищать здание от разрушительных пожаров. Во время Первой и Второй мировых войн его переоборудовали в казармы, вмещавшие более тысячи солдат, которые дали ему неблагозвучное прозвище «крысиный отель». После каждой из войн здесь возобновляли производство, но в 1987 году предприятие окончательно закрылось.

Несмотря на статус объекта культурно-исторического наследия I категории, здание вскоре пришло в упадок и надолго задержалось в списке исторических памятников, находящихся под угрозой исчезновения. В 2005 году фонд «Английское наследие», предшественник правительственной комиссии «Историческая Англия», предпринял необычный шаг, купив его, чтобы спасти от полного разрушения. Первоначально бывший завод хотели перепродать какому-нибудь неравнодушному партнеру, но грянувший вскоре экономический кризис поставил крест на этих планах. В результате временные леса, установленные, как предполагалось, всего на несколько месяцев, чтобы избежать частичного обрушения, пришлось оставить на десятилетие. В конце концов «Историческая Англия» решила взять дело в свои руки, в чем ей помог грант от Фонда лотереи «Культурное наследие». На сегодня уже более £30 млн потрачено на закупку материалов: приобретено 30 тыс. кирпичей ручной работы и 15 тыс. новых плит уэльского сланца для крыши.

Условия труда на заводе были ужасными. Его большие красивые окна служили вовсе не для украшения, а для увеличения продолжительности рабочего дня. Треть от общего числа работников составляли дети, многие были из работного дома по соседству. Теперь же здесь разместятся один из университетских факультетов (подробности пока не раскрываются) и ряд креативных стартапов. Кроме того, будет развернута экспозиция, посвященная его истории.

В 1897 году завод пере­оборудовали под солодовню для пивоваренной промышленности. Здание играло в жизни города настолько важную роль, что его в буквальном смысле короновали — в рамках празднования бриллиантового юбилея королевы Виктории на крыше установили чугунную корону, которая была видна за много километров. В ходе недавней реставрации поврежденные части короны восстановили, а утраченные элементы заменили точными копиями. Недавно корону вернули на место, и теперь она снова венчает здание, отмечая его второе рождение.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+